"Мы хотим добиться полного запрета на выжигание сухой травы уже этой весной, а на будущее - требуем внести в законодательство поправки, которые определят, как и когда можно использовать открытый огонь на природных территориях, - заявил Алексей Ярошенко
YouTube / GreenpeaceRussia

Во вторник Greenpeace передал в приемную президента России письмо о необходимости принятия срочных мер против практики массового выжигания сухой травянистой растительности с 86686 подписями, собранными в восьмидесяти регионах России, сообщается на сайте организации.

"Мы хотим добиться полного запрета на выжигание сухой травы уже этой весной, а на будущее - требуем внести в законодательство поправки, которые определят, как и когда можно использовать открытый огонь на природных территориях, - заявил Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы "Гринпис России". - Мы очень надеемся, что о том, как правительство собирается бороться с массовыми бесконтрольными поджогами сухой травы, мы узнаем по результатам заседания Президиума Госсовета РФ - оно запланировано на 5 апреля и будет посвящено лесным вопросам".

Полностью искоренить травяные пожары административными мерами невозможно. Но если МЧС и другие органы власти хотя бы организуют патруль сельских территорий в наиболее пожароопасные периоды, а муниципальные, лесные и сельскохозяйственные организации откажутся от неконтролируемых поджогов травы - площади травяных пожаров сократятся, по меньшей мере, вдвое, отмечает организация. В масштабах страны это спасет жизни десятков людей, не даст сгореть многим сотням жилых домов и дач, поможет предотвратить тысячи пожаров в лесах и на торфяниках.

"Последнее десятилетие весенние поджоги сухой травы, стерни и тростника стали для нашей страны национальной катастрофой. Травяные пожары, которые начались из-за поджогов травы, привели к катастрофическим лесным и торфяным пожарам в 2010 году в Европейско-Уральском регионе России, в 2011 году - на Дальнем Востоке и европейском Севере, в 2012 году - на Дальнем Востоке и в Центральной Сибири. Однозначного запрета на выжигание травы на федеральном уровне до сих пор нет: пока нельзя сжигать только стерню и пожнивные остатки и жечь траву на участках, которые находятся рядом с лесом. Но, к сожалению, на общую ситуацию с поджогами травы эти запреты почти не влияют", - отмечает Greenperace.

Между тем, как отмечает организация, сезон массовых травяных палов уже начался. Уже есть первые жилые дома, сгоревшие в результате травяного пала, первый крупный ущерб, нанесенный особо охраняемым природным территориям, первый десяток лесных пожаров, возникших от горящей травы. От поджога сухой травы 16 марта 2013 года сгорела часть поселка Мизур в Северной Осетии. Огонь с горящей на сельскохозяйственных землях травы сначала перекинулся на зеленые насаждения и хозяйственные постройки на территории поселка, а затем и на жилые дома - 31 человек остался без жилья, огонь уничтожил три частных и два многоквартирных дома.

"Теперь с каждым днем количество травяных палов будет нарастать, а наносимый ими ущерб - увеличиваться. Своего максимума он достигнет в мае, когда волна массовых травяных палов накроет самые густонаселенные районы Средней полосы, Северо-Запада, юга Сибири и Дальнего Востока. Поэтому нужны быстрые и решительные меры со стороны органов государственной власти, направленные на ограничение и искоренение травяных палов", - уверены в Greenpeace.