Ситуацию с удерживаемыми в московском СИЗО израильтянами, которых, по данным израильской прессы, Россия надеется обменять на совладельца Group Menatep Леонида Невзлина, не прояснили даже переговоры гендиректора израильского МИД с представителем российского внешнеполитического ведомства. В то время как в Израиле по итогам переговоров сообщили, что вопрос этот обсуждался, в коммюнике МИД РФ об этой теме нет ни слова, отмечает NEWSru Israel.
Визит гендиректора МИД Израиля Ааарона Абрамовича в Россию начался 18 декабря. Однако МИД РФ информацию об этом опубликовал лишь накануне вечером и ограничился коротким сообщением. Абрамович встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. "В центре обсуждения была ситуация на Ближнем Востоке. С нашей стороны была подчеркнута необходимость мобилизации международных усилий для урегулирования кризисных очагов и возобновления мирного процесса в регионе на международно-признанной основе. Россия как активный участник ближневосточной "четверки" международных посредников готова продолжать оказывать содействие справедливому и всеобъемлющему урегулированию арабо-израильского конфликта", - говорится в сообщении МИД РФ. Также на встрече отмечалось динамичное развитие российско-израильских отношений, обсуждалась "проблема нераспространения оружия массового поражения".
Между тем израильская газета Yedioth Ahronoth сообщала накануне, что Абрамович поднимал на встречах с российскими должностными лицами вопрос о четверых гражданах Израиля, осужденных на различные сроки заключения в России. А в сообщении МИД РФ об этом нет ни слова.
"Дело ювелиров"
По данным Yedioth Ahronoth, в одной из московских тюрем содержатся четверо израильтян - Эли Кац, Шимон Гиршхорн, Владислав Коган и Шалом Касирер, осужденные за контрабанду неограненных алмазов. Издание утверждает, что Россия, требующая от Израиля выдачи бизнесмена Леонида Невзлина, использует заключенных израильтян в качестве заложников, не выдавая их Израилю для отбывания срока на родине, несмотря на существующий между странами договор.
При этом подчеркивается, что уже после того, как четверо израильтян были осуждены, статья обвинения, по которой они оказались в тюрьме, была вычеркнута из уголовного кодекса РФ. Более того, в материале говорится о том, что намеки на возможный "обмен" звучали с российской стороны как в беседах с представителями израильских властей, так и в разговорах с близкими заключенных.
Недавно, по данным издания, одному из заключенных удалось передать родным записку, в которой говорится, что в октябре 2005 года его и остальных заключенных посетил неизвестный человек, сообщивший, что на них возложена "задача привезти Невзлина в Россию" и что если они ему в этом помогут, то их освободят, а если нет, то им придется отбывать срок в России. Еще один неизвестный попросил встретиться с родственником заключенного в кафе в Тель-Авиве и снова говорил о Невзлине.
Израильский высокопоставленный источник сообщил, что на обсуждениях по вопросу израильских заключенных также поднимался вопрос о том, что Россия препятствует их передаче Израилю, чтобы оказать давление и добиться выдачи Невзлина. Он отмечает, что русские не посмели сделать официальное заявление, но такие намеки передавались и по государственным каналам.
Невзлин в комментарии для NEWSru Israel сообщил, что слышал об этой истории, но через российские, а не израильские источники. "Мне передали, что этих заключенных уведомили: если Израиль не выдает Невзлина, вам нечего рассчитывать на досрочное освобождение или на перевод в израильскую тюрьму. Мне известно и то, что тема о моей возможной выдаче не раз поднималась на мидовских российско-израильских встречах, но обсуждения такого рода никогда не заносились в протокол", - рассказал предприниматель.