В среду завершается трехдневный рабочий визит в Москву президента Сирии Башара Асада. Россия продолжает использовать неудачи США на Ближнем Востоке для активизации собственной роли в этом регионе. Москва ссылается на то, что проблемы там нельзя решить без стран, причисленных Вашингтоном к пресловутой "оси зла" - тех же Ирана и Сирии. А поскольку российское руководство готово общаться с теми, с кем западные страны разговаривать пока отказываются, на выбранном направлении у Москвы почти нет конкурентов. Как подтвердил "Времени новостей" кремлевский чиновник, пожелавший остаться неназванным: "Да, мы общаемся с теми, кто попал сегодня в изоляцию".
"Позиция России, как показывает время, является наиболее последовательной и продуктивной", - сказал в среду председатель международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов и напомнил, что Москва всегда выступала за диалог со всеми основными политическими силами региона, для привлечения их к решению вопросов стабилизации. Он назвал Сирию "важнейшей из таких политических сил".
Накануне, во вторник 41-летний сирийский президент Башар Асад был приглашен в Кремль. В немилость к остальным цивилизованным странам он попал после того, как 14 февраля 2005 года в соседнем Ливане был убит бывший ливанский премьер-министр Рафик Харири, и подозрения пали на сирийские спецслужбы. Но Москва сочла обвинения против Дамаска бездоказательными, тем более что международное расследование еще продолжается, и россияне, кстати, выступают против его излишней политизации. Поэтому Владимир Путин удовлетворил давнюю просьбу сирийца принять его в Кремле и тем самым протянул Башару Асаду руку помощи. "Сирия всегда играла, будет играть важную роль в регионе", - заявил вчера Путин.
При этом помочь загнанному в угол сирийскому президенту будет непросто. В первую очередь из-за очень тяжелой, фактически военной обстановки в регионе, которая осложнена давней враждой Сирии и Ирана, с одной стороны, и Израиля, с другой. "К сожалению, обстановка остается напряженной, и мы видим, что ситуация развивается от одного конфликта к другому", - констатировал вчера Владимир Путин на встрече с сирийским коллегой.
Стоит отметить, что только во вторник Москву покинул другой гость из ближневосточного региона - генеральный директор МИД Израиля Аарон Абрамович. Такое совпадение визитов вряд ли можно назвать случайным, тем более это не первый случай, когда Россия одновременно принимает высокого гостя из недружественной по отношению к израильтянам стране и крупного израильского чиновника. Израиль, как правило, не упускает возможности донести до Москвы свою точку зрения по острым проблемам в регионе, перед тем как российские власти встретятся с представителем того или иного "опасного" режима, отмечает "Независимая газета".
Упомянутое совпадение визитов совпало и с новым поворотом дипломатического процесса на сирийско-израильском направлении. В последние дни Асад дважды обратился к Израилю с призывом начать переговоры. Кроме того, значительные изменения во всей ближневосточной политике, похоже, намечаются у главного союзника Израиля – США, где все громче раздаются голоса в пользу налаживания отношений с сирийцами. Как сообщил во вторник телеканал Al-Arabiya, Асад направил письмо лично премьер-министру Израиля Эхуду Ольмерту с приглашением возобновить мирные переговоры без предварительных условий. При этом сирийский президент обещает "оказать давление на лидеров "Хамас", а также "предотвращать поставки оружия "Хизбаллах". На этой неделе Асад призвал израильтян к диалогу и в интервью итальянской газете Repubblica.
Но проблемой может стать и противоречивость самого Башара Асада, который многими политиками на Ближнем Востоке расценивается как более слабый руководитель, нежели его скончавшийся в 2000 году отец, президент Хафез Асад. Об этом же свидетельствуют и заявления сирийского президента, сделанные им на вчерашней пресс-конференции.
На встрече с журналистами после переговоров в Кремле сирийский президент смело нарушил табу молчания, наложенное Москвой на скандал с оружием российского производства, якобы попавшим контрабандным путем в руки боевиков ливанской радикальной группировки "Хизбаллах" как раз из Сирии. С такими обвинениями выступили израильтяне, повоевавшие с "Хизбаллах" этим летом.
"Кто распространяет такую информацию, ссылаясь на разведданные и данные, полученные со спутников, должен представить реальные доказательства, - сказал Башар Асад. - Если бы они были, мы бы ответили, но их (доказательств. - Ред.) нет". А между тем после московской встречи премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта и Владимира Путина в октябре было решено больше к этой деликатной теме не возвращаться. Как заявила в конце ноября посол Израиля в Москве Анна Азари, "мы имели с Россией целый процесс обмена информацией на эту тему, и реакция российской стороны была серьезной и положительной". Посол выразила надежду, что "больше российское оружие не попадет в руки "Хизбаллах". Примечательно, что никаких заявлений российских официальных лиц вчера по этому поводу не последовало.
Еще одна сложность, которая мешает вытащить Асада из изоляции, разногласия в США, которые все-таки играют главную роль на Ближнем Востоке и от которых к сирийцам то идут сигналы о новой линии на улучшение отношений, то намеки о категорической невозможности этого. О перспективах диалога между Дамаском и Вашингтоном сирийский лидер рассуждал не менее странно. Дежурно подтвердив, что "любой диалог полезен, так как гарантирует обсуждение интересов двух сторон", Башар Асад вдруг добавил: "Те, кто хотел бы поставить Сирию в изоляцию, ставят в изоляцию решение по ближневосточному урегулированию... Те страны, которые пытаются так делать, играют более слабую роль на Ближнем Востоке".
Получается, что, заявляя о готовности к переговорам с США, Асад в то же время как бы подчеркивает, что это Вашингтон нуждается в его поддержке, а не наоборот. Похоже, что Башар Асад недооценивает вес США в мировой политике, а такая недальновидность может оказаться чреватой негативными последствиями как для самой Сирии, так и для ее партнеров.
Рассказывая же о стремлении сирийцев к миру с Израилем, Башар Асад, а он добивается освобождения оккупированных израильтянами в войну 1967 года Голанских высот, и вовсе заявил вчера, что "с 1974 года позиция Сирии не менялась и всегда была предельно конкретной и ясной": "Мы хотим переговоров с Израилем, а нынешнее израильское правительство не хочет мира и переговоров". Сирийский президент прав в том, что израильтяне для переговоров с Дамаском сейчас выставляют тому заранее неприемлемые условия. К примеру, не могут сирийцы, не получив ничего взамен, сразу резко оборвать свою помощь ливанскому движению "Хизбаллах" и палестинской группировке "Хамас".
В Вашингтоне же не утихают дискуссии вокруг доклада двухпартийной сенатской комиссии, который содержит ряд рекомендаций по урегулированию положения на Ближнем Востоке. Одна из этих рекомендаций сводится к тому, что Израиль должен возобновить переговоры с Сирией, итогом которых может стать возвращение ей Голанских высот.
Израиль крайне настороженно следит за возможными сдвигами в американской ближневосточной политике и на данном этапе выступает категорически против контактов с сирийцами и тем более против принципа "мир в обмен на территории". Израильтяне уверены, что не должны что-либо отдавать взамен на то, чтобы в них перестали стрелять, а Асад только на словах предлагает мириться, а на практике продолжает действовать против всех умеренных сил в регионе.
Между тем израильское руководство нуждается в эффективных рычагах влияния на Сирию, которые бы не несли угрозу обострения ситуации в регионе в отличие, к примеру, от грубых попыток давления на Дамаск, предпринимаемых Вашингтоном. Такие рычаги вполне могла бы обеспечить Россия благодаря своим давним связям на Ближнем Востоке. С этой оценкой в принципе согласны и в израильских дипломатических кругах. Москве, в свою очередь, не помешал бы хоть какой-то дипломатический успех в самом горячем регионе мира, особенно с учетом того, что ей до сих пор так и не удалось созвать большую ближневосточную конференцию.