Анатолий Сердюков
Russian Look

Следствие подвело предварительные итоги расследования коррупционного дела "Оборонсервиса", за несколько месяцев столь сильно обросшего эпизодами и фигурантами, что запутаться немудрено. Итоги пока неутешительные - фигуранты молчат, прикрываясь Конституцией, либо бегут из страны. Но говорить о том, что дело заглохнет и тот же бывший министр обороны останется в прежнем статусе, преждевременно, подчеркивают следователи. А журналисты тем временем пытаются распутать большой клубок родственных связей, опутавших коррупционное дело.

"Сердюков проходит по этому делу ("озеленительному") свидетелем. Делать какие-либо предположения относительно его процессуального статуса на будущее, по меньшей мере, некорректно. Могу читателей заверить только в одном - в Главном военном следственном управлении СКР работают профессионалы, которые досконально разберутся в этом деле и поименно назовут всех, кто виноват в случившемся", - заявил "Российской газете" руководитель Главного военного следственного управления СКР Александр Сорочкин.

Дело о благоустройстве базы отдыха "Житное", принадлежащей зятю Анатолия Сердюкова Валерию Пузикову, как известно, не единственное, по которому у следствия есть вопросы конкретно к экс-министру. Но ни по данному эпизоду, ни по другим добиться его показаний пока не удалось. Как известно, 19 февраля Сердюков вместе с подругой и экс-главой имущественного департамента Минобороны Евгенией Васильевой был вызван на допрос по эпизодам с землей под Анапой и деятельностью петербургского инженерно-технического центра, руководил которым ранее уже упомянутый Пузиков. Но оба отказались говорить, сославшись на 51-ю статью Конституции о праве не свидетельствовать против себя и родственников.

Если бы все три фигуранта не являлись родственниками, то следователи могли бы их привлечь к уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ ("Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний"), наложить штраф и даже арестовать на срок до трех месяцев, отмечает "Коммерсант". Таким образом, семейные связи спасли экс-министра от потенциально опасных последствий.

В беседе с "РГ" главный военный следователь подвел итоги по числу эпизодов и фигурантов, известных на данный момент по делу "Оборонсервиса". Что касается Сердюкова, то к нему, свидетелю, есть непосредственные вопросы по трем "дачным" эпизодам.

Три "дачи" Сердюкова

Первый - база отдыха "Житное" в Устье Волги, владеет которой его зять, а управляет в качестве директора мать руководителя ООО "Чкалов Авиа" Елены Третьяковой, которую ранее заподозрили в перевозке за счет Минобороны гостей базы и солдат, занимавшихся ее озеленением ("авиационный эпизод").

Второй "рекреационный эпизод" касается участка в Темрюкском районе Краснодарского края, где на, предположительно, незаконно отчужденной у Минобороны земле был построен элитный дом отдыха. Объект с шикарными корпусами, бассейном, парком, причалом и вертолетной площадкой с подачи местных жителей прозвали "дачей Сердюкова". К приобретению бывшей военной земли считается причастным экс-глава склада Московского округа ВВС Максим Закутайло - гражданский муж Екатерины Сметановой, экс-директора ООО "Центр правовой поддержки "Эксперт", обвиняемой в том числе по ряду других эпизодов.

И наконец, вопросы к Сердюкову есть по поводу предположительно незаконного отчуждения военной земли в поселке Большой Утриш под Анапой. В 2009 году Минобороны выбило себе эту площадку под строительство радиолокационной станции для перебазирующихся из Севастополя кораблей Черноморского флота, однако застроило ее коттеджами, пишет "Коммерсант". По некоторым данным, под документами об отчуждении земли стоит личная подпись Сердюкова. А застройкой территории занимался все тот же зять Пузиков.

Дело "Оборонсервиса": фигуранты и эпизоды

Несмотря ни на что, точнее, благодаря неконструктивному, по мнению СКР, молчанию, Сердюков в деле "Оборонсервиса" продолжает сохранять свидетельский статус. Число же обвиняемых на данный момент достигло восьми. Так, обвинение в особо крупном мошенничестве предъявлено бывшей главе ОАО "Оборонсервис" Васильевой (мера пресечения - домашний арест), Сметановой (подписка о невыезде) и Закутайло (арест). Сметановой, с расследования деятельности которой и началось дело "Оборонсервиса", также инкриминируется коммерческий подкуп.

Другая ветвь антикоррупционного расследования касается ОАО "Славянка" и ЗАО "Безопасность и связь". Три дела, объединенные в одно производство, возбуждены по фактам подписания фиктивных актов выполненных строительных и уборочных работ в Колымажном переулке, Военной академии Генштаба и ряде других объектов. На сегодняшний день по этому делу обвинение в мошенничестве в особо крупном размере предъявлено пятерым: бывшему гендиректору "Славянки" и учредителю "Безопасности" Александру Елькину; Андрею Луганскому, являвшемуся с апреля 2011 года гендиректором "Безопасности"; главбуху "Безопасности" Юлии Ротановой. А также Николаю Рябых и Константину Лапшину - бывшим врио начальника хозяйственного управления Минобороны и начальнику департамента текущего ремонта "Славянки". Все они находятся под арестом.

Большая часть уголовных дел по "Оборонсервису" касается реализации нескольких объектов недвижимости. Это комплекс зданий "31-го Государственного проектного института спецстроительства" и "Главного управления обустройства войск", гостиница "Союз" и помещение ОАО "Мосвоенторг" на Арбате, здания в рабочем поселке Большие Вяземы Московской области, земельные участки в Санкт-Петербурге. Часть дел возбуждена по фактам хищения денег при заключении договоров с "Экспертом" Сметановой, например, при реализации акций московского "Центрального экспериментального производственного комбината" и долей в ООО "436-й Комбинат нерудных ископаемых" в Ленобласти.

"Благодаря своевременному вмешательству удалось предотвратить незаконную, на наш взгляд, реализацию здания управления торговли Московского военного округа на улице Большая Серпуховская в Москве, а также нефтеперевалочного комплекса в поселке Росляково-1 Мурманской области", - похвалился "Российской газете" глава ГВСУ Сорочкин. Он также напомнил, что на сегодняшний день общая сумма ущерба, нанесенного государству по делу "Оборонсервиса", превысила четыре миллиарда рублей.

Зять Сердюкова может быть вызван на допрос

Итак, вопрос, стоит ли ожидать появления в деле "Оборонсервиса" новых фигурантов и тем более обвиняемых, следователи тактично обходят стороной. Ряд кандидатов на пополнение списка все же имеется. Например, это Марина Лопатина, экс-глава ОАО "Военторг" и субхолдинга "Красная звезда". А также возглавлявшая "Оборонстрой" Лариса Егорина. Обе дамы считаются бывшими сокурсницами Васильевой и в настоящее время якобы находятся в бегах.

Есть подозрение, что в бегах пребывает и зять Сердюкова, следователи эту информацию пока, правда, не подтверждают. "Однозначной информацией об этом не располагаю. Подтверждаю, что у нас имеются вопросы к нему, в связи с чем он может быть допрошен", - заявил Сорочкин.

Интересные факты из жизни Пузикова приводит петербургская "Фонтанка". "Не чуждый семейному мебельному делу, Пузиков успел достичь заметных коммерческих успехов и в автомобильном бизнесе, и в строительстве, а количество приобретенной им недвижимости поражает", - отмечает автор статьи.

По данным издания, уроженец Кубани Пузиков возвел элитный комплекс, где по соседству со своей квартирой нашел помещение для ОАО "Мебель-Маркет" Сердюкова (бывший "Ленмебельторг"). По тому же адресу появились и девять компаний, полностью или частично контролируемых Пузиковым, например, ООО "Автоцентр Союз 021". Автобизнес вообще привлекал внимание Пузикова, отмечает "Фонтанка". Так, он владеет 15% ООО "Аксель групп" - крупного дилера автомобилей BMW, Volkswagen и Toyota, один из салонов которого находится все в том же элитном комплексе. Кстати, там же находится и ООО "Автосервис-ММ", где в свое время покупал Toyota Land Cruiser Виктор Зубков - папа жены Сердюкова Юлии Зубковой, пишет "Фонтанка".

Также издание сообщает, что Пузиков совместно с Александром и Петром Усовыми и Артуром Позовым занимался строительством, а также скупал недвижимость в Ленобласти. По данным ЕГРЮЛ, сегодня Пузикову полностью принадлежат общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (до 2012 года - "Мебель-Маркет"), "Петербургская сельскохозяйственная корпорация", "Современные пищевые технологии", "Инвестпроект", "КРИОС", он имеет долю в ООО "Новый мегаполис", "ТрестСтройКомплект" и "ИнтерВал". ООО с классическим наименованием "Вектор-СПб", в котором Пузиков был единственным участником, ему более не принадлежит, но фирма осталась в большой семье экс-министра обороны - теперь собственником является Евгения Васильева, подытоживает "Фонтанка".