Во второй половине 2017 года число протестов в России снизились по сравнению с предыдущим полугодием, отмечают эксперты созданного Алексеем Кудриным Комитета гражданских инициатив (КГИ) в отчете по итогам трехлетнего мониторинга социально-экономической и политической напряженности в регионах России. Такое снижение они объясняют относительно благоприятной экономической динамикой.
Эксперты отслеживали уровень рисков и протестной активности с 2015-й по 2017 год. При этом они разделили риски на три группы: политические, экономические и протестные. Снижение экономических рисков специалисты связывают с перераспределением доходов между регионами, поддержкой занятости на крупных предприятиях и социальной помощи наименее обеспеченным группам населения. Сыграла свою роль и президентская кампания - 2018, из-за которой региональные власти старались не допускать решений, которые вызвали бы недовольство, передает РБК.
- Эксперты оценили шансы граждан "принудить" власти к компромиссу по пенсионной реформе
В список регионов с наибольшими рисками попали Костромская область, Хакасия и некоторые другие субъекты, говорится в исследовании. Но и там риски были относительно высокими, хотя и не критически большими. В первом полугодии 2017 года регионов с высокими рисками было в два раза больше. В эту категорию тогда попали Дагестан, Чувашия, Алтайский край, Кемеровская, Кировская, Курганская, Омская, Ростовская, Самарская, Тверская и Челябинская области, а также Москва.
Политические риски в докладе КГИ оцениваются по нескольким факторам: состоянию политических институтов, административной устойчивости и самостоятельности местного самоуправления. Авторы отметили, что оценки этих факторов в большинстве регионов заметно снижаются, но из-за низкой конфликтности местных элит и отсутствия конкуренции это может быть не очень заметно. В пример в докладе приводят Кемеровскую область, где социальные и экономические проблемы компенсировались исключительно высоким авторитетом экс-главы региона Амана Тулеева. Но трагедия в ТЦ "Зимняя вишня" нанесла этому авторитету непоправимый урон и привела к протестному всплеску.
К категории протестных рисков авторы доклада отнесли все выступления, связанные с выборами, коррупцией, внешней политикой, экономическими и социальными факторами - "любую публичную активность", уточнил РБК соавтор доклада Алексей Титков. Число таких выступлений с 2015 года росло от года к году за счет локальных протестов, не связанных с политикой.
Однако во втором полугодии прошлого года количество протестов пошло на спад. Это эксперты объяснили спадом протестной антикоррупционной кампании, в том числе акций оппозиционера Алексея Навального, которые прошли в марте и июне 2017 года.
Нынешнее снижение числа протестов не означает, что оно и дальше будет сокращаться, говорится в докладе. Долгосрочные причины, с которыми связаны протесты, - проблемы сохранения городской среды, социальных гарантий, прав мелких предпринимателей и так далее - "сохраняются и в будущем должны проявить себя".