Судебные приставы в России могут стать частными
Архив NEWSru.com
 
 
 
Владимир Путин, который посетил итоговую коллегию министерства Юстиции, призвал чиновников изменить ситуацию, напомнив, что именно по результатам работы ФССП "во многом судят о действенности российской правовой системы"
Архив NEWSru.com
 
 
 
В России могут появиться частные судебные приставы. Минюст и Минэкономразвития уже готовят соответствующую концепцию
RTV International

В России могут появиться частные судебные приставы. Минюст и Минэкономразвития уже готовят соответствующую концепцию, сообщает газета "Ведомости". Однако эксперты сомневаются в том, что государство уступит частникам существенную часть своих заработков.

На сегодняшний день работа Федеральной службы судебных приставов (ФССП) вызывает большое количество нареканий. По статистике, доля исполненных судебных актов составила чуть более половины от их общего числа.

Владимир Путин, который посетил итоговую коллегию министерства Юстиции, призвал чиновников изменить ситуацию, напомнив, что именно по результатам работы ФССП "во многом судят о действенности российской правовой системы".

По данным Верховного суда, более половины решений против России приняты Европейским судом по правам человека в связи с несвоевременным исполнением судебных актов.

В самой ФССП считают, что претензии не всегда обоснованны: основная часть (86%) обращений в Европейский суд связана с исполнением решений по искам к федеральному бюджету, а это не входит в компетенцию судебных приставов, подчеркивает директор службы Николай Винниченко, а находится в ведении Минфина.

Но и без того, отмечает Винниченко, нагрузка на одного пристава-исполнителя сегодня в четыре с лишним раза превышает рекомендованные Минтрудом нормы. В такой ситуации государство не прочь переложить часть нагрузки на частников.

Речь идет о лицензируемой исполнительской деятельности - по аналогии с деятельностью нотариусов. Частная исполнительная практика будет предусмотрена в Исполнительном кодексе, проект которого рассчитывают внести в правительство до конца года.

Как пишет "Российская газета", в разработке проекта системы частных судебных приставов Минюст использует мировой опыт. Во многих европейских странах эта система уже давно функционирует. В пример можно привести Финляндию, Чехию, Францию, многие другие страны.

Однако эксперты сомневаются в том, что государство уступит частникам существенную часть своих заработков. Как правило, судебные приставы, которые получают 7% от суммы взыскания, прекрасно справляются с исполнением решений по арбитражным искам, в которых фигурируют крупные суммы, говорят эксперты.

В категорию "неисполненные" попадают совсем безнадежные взыскания или те, которые приставам "неинтересно исполнять", поскольку сумма незначительна, поэтому принципиальным становится вопрос, на каких условиях частников допустят к исполнительному производству.

Пока Исполнительный кодекс не принят и законодательно деятельность таких компаний не прописана, предприятия, оказывающие легальные услуги по возврату долгов, обходятся без дополнительных полномочий.

Представители коллекторских агентств, занимающихся взысканием долгов, говорят, что пока не знают, будут ли добиваться лицензии на исполнительскую деятельность или предпочтет строить отношения с соответствующими службами на основе партнерства. Все это будет зависеть от тех полномочий, которыми государство наделит исполнителей.

Кроме внедрения системы частных приставов Минюст может наделить государственных приставов новыми полномочиями. Например, они могут получить право на оперативно-разыскную деятельность. На этом давно настаивают в Минюсте, однако другие правоохранительные органы возражают.

"Федеральная служба судебных приставов подготовила ряд проектов поправок в законы, в том числе в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Закон об оперативно-разыскной деятельности, - цитирует "Российская газета" одного из руководителей ФССП России. - Мы не видим помощи от других правоохранительных органов, которые должны по нашим запросам заниматься оперативными мероприятиями. Поэтому мы добьемся права на оперативно-разыскную деятельность. При этом мы не претендуем на право на оперативно-технические мероприятия".

То есть ставить жучки и прослушивать телефоны приставы не будут. А вот внедрять агентов в фирмы-должники - это вполне возможно.

В 2005 году Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Москве взыскало более 300 миллиардов рублей. Фактическим исполнением окончено более 140 тысяч исполнительных производств. В базу данных должников внесено более тысячи актов описи и ареста имущества должников.

Реализовано имущества на сумму около полутора миллиардов рублей. Органами дознания службы судебных приставов в Москве возбуждено 85 уголовных дел. В Москве в 2005 году было наказано 34 пристава за некультурное обращение с гражданами.