Сотрудничество эстонских и российских пограничников помогло обнаружить двухкилометровый контрабандный трубопровод через пограничное Нарвское водохранилище.
Как сообщили "Интерфаксу" в четверг в пресс-службе пограничного департамента Эстонии, один конец трубопровода нашли осенью 2003 года эстонские пограничники.
"Он начинался в дачном кооперативе, расположенном в километре от российского Ивангорода, и обрывался примерно в 300 метрах от эстонско-российской пограничной линии", - отметили в департаменте.
Трубопровод состоял из гибких пластиковых шлангов длиной примерно в два километра.
"Тогда этот отрезок, уходящий в сторону российской границы, был взят под наблюдение, о нем было сообщено представителям сопредельной стороны. Российские пограничники начали искать выход провода на своей стороне. Он и был обнаружен в минувшую среду", - сказали в департаменте.
В декабре прошлого года был обнаружен спиртопровод через Нарвское водохранилище. Один конец трубы находился на территории дачного кооператива около российского Ивангорода, другой - на территории одной из дач Эстонии.
С помощью насоса и резинового шланга, проложенного по дну Нарвского водохранилища, эстонцы неторопливо каждый день получали до трех тонн спирта. Поставленный из России спирт продавался в Нарве по цене в 10 раз больше первоначальной.
Шланг, который проложили по дну Нарвского водохранилища, нашли эстонские таможенники. Он вел в один из местных гаражей, в котором находился автомобиль Opel, оборудованный цистерной вместимостью более тысячи литров. В окружной прокуратуре Нарвы сообщили, что "трубопровод начали использовать в конце ноября, и за это время в Эстонию поступило достаточно большое количество контрабандного спирта". По факту незаконного ввоза спирта было возбуждено уголовное дело.
За водохранилищем круглосуточно следят радар и камеры слежения; водохранилище не является закрытой зоной. Как пишет газета Eesti Paevaleht, в 500 метрах от эстонского конца шланга находился радар, но пограничники ничего не заметили. Однако пограничники не согласны с критикой, которая обрушилась на них. "Радары позволяют фиксировать незаконные пересечения границы по водохранилищу. В то же время радар предназначен лишь для слежения за движением водного транспорта по воде и нацелен на проходящую по водохранилищу контрольную черту между Эстонией и Россией, - пояснил глава Ида-Вируского пограничного округа Роланд Пеэтс. - Ни один радар не может зафиксировать движение под водой".
Со своей стороны российские оперативники выяснили, что начинался трубопровод в сарае на окраине Ивангорода. Резиновый гофрированный шланг, по словам одного из оперативников, был аккуратно присыпан землей и снегом, так что даже с расстояния нескольких метров невозможно было его разглядеть. Холод спиртопроводу был не страшен, поэтому спирт тек совершенно беспрепятственно и в мороз. В сарае оперативники нашли насос, подключенный к контактной сети, к которому была приделана специальная емкость в несколько сот литров. Ее заполняли спиртом, и дальше насос прокачивал в течение нескольких часов спирт в эстонский гараж. По словам оперативников, "можно было подогнать и цистерну спирта, а дальше только успевай качать". Пропускная способность спиртопровода составляла до трех тонн в сутки - такова мощность насоса.
Оперативники не исключают, что такие спиртопроводы могут быть установлены и в других местах российско-эстонской границы: "У нас пищевой спирт стоит в два-три раза меньше, чем на той стороне. Если его возить легальным путем с уплатой всех пошлин, то спирт значительно возрастает в цене".