Фрадков собрал совет по конкурентоспособности, чтобы услышать мнение бизнесменов о программе социально-экономического развития страны до 2008 года, которую написало Минэкономразвития, озабоченное по наказу президента удвоением ВВП
Архив NEWSru.com
 
 
 
Тон со стороны бизнеса задал Александр Шохин, заявивший: что толку обсуждать 10 отраслевых стратегий, если последними действиями в сфере налогового администрирования власть превратила российский рынок в минное поле
Архив NEWSru.com
 
 
 
Наиболее активным участником дискуссии стал Анатолий Чубайс. Он сказал, что программа ведомства Грефа замечательна, но не даст никакого эффекта, потому что к сегодняшней жизни не имеет никакого отношения
Архив NEWSru.com
 
 
 
После этого в дискуссию активно вмешался глава "Северстали" Алексей Мордашов. Он в резких тонах потребовал ослабления запредельно жесткого налогового администрирования и предложил записать в среднесрочной программе приоритет реформы судебной системы
НТВ

Заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при премьер-министре стало сенсационным. О его последствиях аналитики пока говорят крайне осторожно - слишком уж необычна перепалка с участием премьер-министра Фрадкова, главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса, главы "Северстали" Алексея Мордашова и Александра Шохина, председателя Координационного совета предпринимательских союзов России.

Фрадков собрал совет по конкурентоспособности, чтобы услышать мнение бизнесменов о программе социально-экономического развития страны до 2008 года, которую написало Минэкономразвития, озабоченное по наказу президента удвоением ВВП.

Обсуждение вышло очень своеобразным. Тон со стороны бизнеса задал Александр Шохин, заявивший: что толку обсуждать 10 отраслевых стратегий, если последними действиями в сфере налогового администрирования власть превратила российский рынок в минное поле. "Надо вытащить в программе шаги государства по восстановлению доверия бизнеса и инвестиционной активности", - заявил он.

Наиболее активным участником дискуссии стал Анатолий Чубайс. Не произнося названий ЮКОС и "Вымпелком", глава РАО ЕЭС назвал вещи своими именами, свидетельствует "Время новостей". Он сказал, что программа ведомства Грефа замечательна, но не даст никакого эффекта, потому что к сегодняшней жизни не имеет никакого отношения. "Что вообще происходит в отношении бизнеса и государства? Это вопрос доверия. Оно может упасть в разы. Такой сложности ситуации, как сегодня, в нашей стране не было за последние 15 лет. Если не учитывать этого фактора, ни одна программа не сработает. Я хочу задать в этом зале вопрос: у кого есть налоговые претензии за 2001 год? Думаю, что треть зала поднимет руки. Или же за 2002-й, или за 2003-й? Я только воспроизвожу логику моих коллег, которые не думают о программе. А думают о том, что они должны заплатить по налоговым претензиям, которые превышают все их годовые отчетности. Программа прекрасна. А жизнь что нам показала?!"

Михаил Фрадков начал добродушно расспрашивать Чубайса про то, каким способом лучше справиться с кризисом доверия. На что главный электроэнергетик страны посоветовал восстановить нормальную ситуацию - поднять капитализацию фондового рынка с нуля обратно вверх и вернуть инвестиции в Россию. Неконкретность Чубайса расстроила Фрадкова. Он поинтересовался: "От кого должны прозвучать эти заявления, гарантии собственности?" Глава РАО, уже было вернувшийся на свое место, буквально прокричал: "Никакие высказывания ни на что не повлияют. Нужны действия!"

После этого в дискуссию активно вмешался глава "Северстали" Алексей Мордашов. Он в резких тонах потребовал ослабления запредельно жесткого налогового администрирования и предложил записать в среднесрочной программе приоритет реформы судебной системы, решения которой по отношению к бизнесу назвал "дикими". "Все же знают, что одни и те же судьи выносят одни и те же решения, никто с этим ничего не делает. Может быть, пора принять решение об их отстранении?", - заявил Мордашов, подняв проблему "басманного правосудия". Он предложил обязать суды публиковать вынесенные вердикты на своих сайтах и вернулся к налоговой системе, отмечают "Ведомости". "Мы имеем массовые факты, когда пересматриваются уже принятые налоговыми органами налоговые отчетности бизнес-структур. И если бы здесь были бы приняты административные меры в отношении налогового администрировании, это было бы ясным сигналом для бизнеса", - заявил глава "Северстали".

"Отделаться от ощущения, что среднесрочная программа развития экономики в стране, где слово "срок" все чаще означает дату очередных налоговых претензий к очередной компании, предъявляемых задним числом, не слишком отвечает реальной жизни, было действительно трудно", - отмечает "Время новостей".

Но как ответить предпринимателям, чиновники пока не знают. "Ну как на это среагируешь? - заявил "Ведомостям" правительственный чиновник. - Ведь это требует общегосударственного решения". Иначе говоря, ситуация требует вмешательства Владимира Путина.

А присутствовавшие на заседании министры ничего бизнесу обещать не стали. Министр финансов Алексей Кудрин, курирующий работу налоговиков, пообещал лишь учесть мнение бизнеса при "уточнениях некоторых налоговых позиций" в середине февраля. Греф попросил членов совета как можно скорее присылать свои предложения по налогам в Минэкономразвития и пообещал представить их правительству.

"Бунт" бизнесменов в присутствии Фрадкова вряд ли даст эффект, думает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. "Власти удобно отсутствие правил, так как это позволяет любую ситуацию трактовать в свою пользу", - заявил он "Ведомостям". "От Фрадкова ничего не зависит, тем более судьба крупного бизнеса", - добавляет политолог Станислав Белковский.

Но секретарь совета по конкурентоспособности Владимир Миловидов уверяет, что встречи Фрадкова с предпринимателями проводятся не просто для выпускания пара: "С первого заседания совета правительство ставило целью навести мосты с бизнесом".