В Пермском крае экс-сотрудница школы, в которой училась умершая от голода во время каникул девочка, осуждена условно
Краснокамский городской суд Пермского края

Краснокамский городской суд в Пермском крае приговорил к двум годам лишения свободы условно бывшего заместителя директора по воспитательной работе школы N3 Краснокамска, где училась умершая от голода девочка. Об этом рассказали "Интерфаксу" в приемной суда в среду.

Осужденной по делу о халатности Елене Погоржальской назначили двухгодичный испытательный срок.

Утром 16 июля 2018 года жительница Краснокамска обнаружила свою 14-летнюю дочь без сознания и вызвала скорую помощь. Приехавшие врачи констатировали смерть школьницы. По версии следователей, школьница умерла из-за истощения, так как ее мать сознательно ограничивала ее в питании.

В СК РФ сочли, что заместитель директора не приняла меры для предотвращения этой ситуации, не сообщила о проблеме в полицию и не инициировала проверку условий в семье школьницы. Из-за этого социальные службы не смогли вовремя вмешаться в ситуацию.

Защита Погоржальской в суде говорила, что родители погибшей девочки состояли на учете как малоимущие, поэтому соцзащита могла знать о проблемах в семье. Полицейские также знали, что отец девочки находится в тюрьме. Погоржальская отмечала, что мать ребенка предоставила в школу информацию о том, что отец девочки имеет постоянную работу и хорошо зарабатывает, пишет "Новая газета".

Матери погибшей Оксане Т. предъявлено обвинение по п."в"и "д" ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, с особой жестокостью).

В материалах дела Елены Погоржальской говорится, что Оксана Т. с марта 2018 года жестоко обращалась с дочерью. Она морила ее голодом. При этом Оксана давно не имела постоянного места работы, а отец школьницы за два года до трагедии был приговорен к девяти годам лишения свободы за сбыт наркотиков. И это была не первая его судимость, передает РИА "Новости".

Вскоре после смерти дочери Оксана рассказала местным СМИ, что кто-то из одноклассников назвал ее дочь полной, и она якобы восприняла это близко к сердцу, после чего стала отказываться от еды.

Одноклассники погибшей и ее соседи рассказывали, что Оксана якобы "ставила диагнозы" дочери, не имея медицинского образования. Женщина самостоятельно "нашла" у нее онкологию и диабет, а также считала, что дочери достаточно питаться два раза в неделю.

Елена Погоржальская отрицала вину и говорила, что у девочки была анорексия. "В материалах дела мы увидели, что специалисты Пермской краевой клинической психиатрической больницы проводили Лиде (имя изменено) посмертную комплексную экспертизу. Они посчитали, что у нее имелось психическое расстройство, проявлявшееся в стойком отказе от еды, - рассказала Погоржальская. - Профессор медицины, дававшая показания в качестве привлеченного эксперта в ходе судебных слушаний, пояснила, что ребенка, которого не кормят против его воли, легко увидеть: он ищет любую возможность поесть. А детей, страдающих анорексией, очень сложно заметить - они это скрывают".

В 2017-2018 учебном году Лида отказалась от питания в школе. "Мама говорила, что ей не нравилось, как там кормят. Это нормально: у всех свои вкусы, у нас не все учителя ходят в столовую, предпочитают приносить обеды из дома. Периодически она что-то брала с собой, покупала в буфете или говорила, что дома плотно завтракает. Со слов медика, это классическое поведение анорексика - найти сто причин, чтобы отказаться от публичного приема пищи", - добавила педагог Елена Погоржальская, обвиненная в халатности.

О том, что девочка сильно потеряла в весе, завучу сообщили в конце мая. "Значительной худобы, которая заставила бы бить тревогу, никто не заметил. Говорили о снижении веса: лицо осунулось, щечки спали. Но она сильно выросла - на десять сантиметров вытянулась, в подростковом возрасте мышечная масса не успевает за ростом", - объясняла педагог.

Классный руководитель Лиды Ильзира К. попросила Оксану прийти в школу. Однако мать заверила учительницу, что все под контролем, и здоровое состояние дочери подтверждается ее медицинскими анализами. Сама девочка говорила учителям, что просто переволновалась из-за оценок.

История Лиды вызвала переполох среди региональных чиновников, которые стали выступать с различными спорными инициативами, пытаясь возложить на педагогов дополнительные обязанности. Так, комиссия по делам несовершеннолетних в Прикамье разработала балльно-рейтинговую систему для определения благополучности семей. Предполагалось, что учителя и воспитатели будут инспектировать семьи и ставить им оценки. Одним из критериев "благополучности" семьи должно быть содержимое холодильника, полагали авторы проекта.

Педагогов планировалось обязать вести слежку за детьми в соцсетях и писать доносы, если они высказывают суицидальные мысли или иным образом демонстрируют "отклонение от нормы".

Инициативу раскритиковал даже губернатор края, предложивший "доработать проект".