Кассационная коллегия Верховного суда России должна до конца августа рассмотреть очередное дело об увольнении судьи. На сей раз жалобу подала Марианна Лукьяновская, которую уволили из Волгоградского областного суда
"Новые известия"
 
 
 
Бывшая судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина была лишена своей должности в мае 2004 года после ряда скандальных заявлений в СМИ, которые она сделала во время своей предвыборной кампании в Госдуму
RTV International
 
 
 
Вместе с тем окончательным вердиктом Европейского суда в феврале 2009 года Кудешкиной была присуждена компенсация в 10 тысяч евро за нарушение ее права на свободу слова. В мае Россия оспорила решение Страсбурга
Архив NEWSru.com

Кассационная коллегия Верховного суда России должна до конца августа рассмотреть очередное дело об увольнении судьи. На сей раз жалобу подала Марианна Лукьяновская, которую уволили из Волгоградского областного суда - за то, что она приняла "неправильное решение" по "заказному делу".

Это последняя возможность для Лукьяновской добиться восстановления на работе через российский суд, дальше она намерена уже идти в Страсбург, пишет в четверг газета "Большой город". Само дело при этом парадоксальное: "справедливости" хочет добиться судья, которая сама являлась частью российской коррумпированной и несправедливой системы, причем она сама открыто признаёт это в интервью СМИ.

Конфликт Лукьяновской с начальством начался с эпизода, когда она выпустила из-под ареста под подписку о невыезде некоего Шамаева, которого судили за вымогательство. Такое решение судья приняла на том основании, что его взятие под стражу было оформлено с процессуальными нарушениями - в частности, Шамаеву, не знающему русского языка, не был предоставлен переводчик.

- Интересы Лукьяновской представляет адвокат, защищавшая уволенную из Мосгорсуда Ольгу Кудешкину

После этого Лукьяновскую вызвал к себе председатель суда, который сказал ей, что она приняла неправильное решение и ей лучше уйти в отставку. "Оказалось, что это дело просто является заказным", - буднично пояснила она корреспонденту "Большого города" и даже рассказала об основных признаках таких дел, результат рассмотрения которых известен задолго до судебного решения.

То, что в судебной системе РФ практикуются прямые нарушения принципов независимости, она еще ранее спокойно подтвердила волгоградскому изданию "Всё для вас": "У нас в суде есть практика: каждый понедельник после обеда мы собираемся у председателя уголовной коллегии Дмитрия Туленкова и согласовываем с ним позицию по всем делам, которые будем слушать на неделе. Я знаю, что это прямое нарушение независимости суда. Но такова наша практика".

О том же, как ей "предложили" уволиться, Лукьяновская говорит так: "Мне было сказано: не уйдешь сама, мы найдем, за что тебя уволить. Но я не чувствовала за собой никакой вины".

При этом сам Дмитрий Туленков рассказал журналистам, также не пытаясь даже скрыть вопиющие факты нарушений: "Мы обсуждали с ней этот вопрос и договорились, что нужно было отправить дело на новое рассмотрение, а не освобождать из-под стражи. Лукьяновская нарушила сложившуюся практику. Но это дело было просто поводом к лишению ее полномочий. Она и раньше допускала небрежность при отправлении правосудия".

Сейчас, когда она уже не судья, Марианна Лукьяновская смотрит на российскую судебную систему более критично, чем до увольнения, с иронией отмечает "Большой город". "Я думаю, надо менять систему. Многое, конечно, надо менять, чтобы сделать суд именно независимым", - говорит экс-судья, кстати, проработавшая в этой должности 14 лет.

И в первую очередь она "предлагает" отменить такие ситуации, когда заранее известно, какой будет результат по судебному делу. "Так нельзя", - говорит теперь она. При этом она признаёт, что если Верховный суд вернет ей судейскую мантию, то она вернется в систему, которая останется прежней. "Но что же мне теперь, не бороться? - рассуждает Лукьяновская. - Уволили меня несправедливо, я должна быть судьей, должна работать".

Интересы Лукьяновской представляет адвокат, защищавшая уволенную из Мосгорсуда Ольгу Кудешкину

Адвокатом Лукьяновской выступает Карина Москаленко, представлявшая интересы небезызвестной бывшей судьи Мосгорсуда Ольги Кудешкиной. Москаленко даже называет свою нынешнюю подзащитную "второй Кудешкиной".

Напомним, Кудешкина была лишена своей должности в мае 2004 года после ряда скандальных заявлений в СМИ, которые она сделала во время своей предвыборной кампании в Госдуму.

Как рассказала Кудешкина, в декабре 2003 года председатель Мосгорсуда Ольга Егорова оказывала на нее давление при рассмотрении дела следователя следственного комитета при МВД РФ Павла Зайцева, обвиняемого в превышении должностных полномочий при расследовании дела о мебельном центре "Три кита".

Как говорила Кудешкина, Мосгорсуд "превратился в институт сведения политических, коммерческих и иных счетов", и "никто не может быть уверен, что его дело будет разрешено по закону".

19 мая 2004 года Квалификационная коллегия судей Москвы приняла решение применить к Кудешкиной дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи, а также лишить ее 1-го квалификационного класса судьи. Решение было принято с формулировкой "за умышленное умаление авторитета судебной власти".

Позже Мосгорсуд признал законным решение Квалификационной коллегии судей, а в январе 2005 года Верховный суд РФ оставил в силе решение о досрочном прекращении полномочий Кудешкиной.

В июле 2005 года Ольга Кудешкина обратилась с жалобой в Европейский суд по правам человека, который через три года признал, что права бывшей судьи были частично попраны. Решение было принято после того, как за него высказались четверо судей, трое проголосовали против. В то же время суд отказал заявительнице в возмещении понесенных затрат и расходов, в том числе и на услуги адвокатов.

Вместе с тем окончательным вердиктом Европейского суда в феврале 2009 года Кудешкиной была присуждена компенсация в 10 тысяч евро за нарушение ее права на свободу слова. В мае Россия оспорила решение Страсбурга, подчеркнув, что экс-судья критиковала систему именно в ходе предвыборной кампании и тем самым "поставила собственные политические интересы выше интересов правосудия".