1. Владимир Путин, президент
RTV International
 
 
 
2. Дмитрий Медведев, первый вице-премьер
Архив NEWSru.com
 
 
 
3. Сергей Иванов, первый вице-премьер
НТВ
 
 
 
4. Михаил Фрадков, премьер-министр
RTV International

"Независимая газета" представила рейтинг наиболее влиятельных российских политиков. Список из ста фамилий составлен по результатам опроса, проведенного по заказу издания центром исследований общественного мнения "Глас народа" под руководством Аллы Семченко и Александра Кинсбурского. Эксперты давали свою оценку влияния политических фигур на внутреннюю и внешнюю политику России по 10-балльной шкале.

В состав экспертов включены специалисты из 13 крупных российских городов, представляющих важнейшие регионы страны (Москвы, Воронежа, Калининграда, Нижнего Новгорода, Самары, Казани, Ростова-на-Дону, Владикавказа, Уфы, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска и Владивостока). Опрос проходил с 14 по 20 февраля.

Первые 10 мест в Top-100 российских политиков

1. Владимир Путин, президент
2. Дмитрий Медведев, первый вице-премьер
3. Сергей Иванов, первый вице-премьер
4. Михаил Фрадков, премьер-министр
5. Владислав Сурков, замглавы администрации президента
6. Герман Греф, глава Минэкономразвития
7. Юрий Лужков, мэр Москвы
8. Михаил Зурабов, глава Минздравсоцразвития
9. Олег Дерипаска, бизнесмен
10-11. Алексей Кудрин, министр финансов
10-11. Николай Патрушев, директор ФСБ

В центре внимания экспертов оказались перестановки в правительстве. Прежде всего, отмечают аналитики, рокировка с участием Сергея Иванова, Анатолия Сердюкова и Сергея Нарышкина укрепила позиции ее автора: рейтинг Владимира Путина вырос почти на полбалла. Странно выглядит усиление позиций первого вице-премьера правительства Дмитрия Медведева, на 0,7 балла улучшившего свои показатели. Казалось бы, улучшение показателей соперника должно по крайней мере несколько подточить его рейтинг. Новый первый вице-премьер Сергей Иванов почти догнал его - он вышел за рамки пяти с половиной баллов. Что закономерно: отставка министра обороны сопровождалась существенным расширением полномочий Иванова. Кстати, если бы опрос проводился чуть позже, эксперты выставили бы экс-министру обороны еще более высокие оценки: на днях обоим вице- определили сферы деятельности, и выяснилось, что Иванову достались самые лакомые куски в отличие от заведомо проигрышной карты ЖКХ, выпавшей Медведеву, заключают авторы рейтинга.

Сенсацией смотрится первое за многие месяцы перемещение главы правительства Михаила Фрадкова со второй позиции в списке на четвертую. Вероятно, перестановки настолько впечатлили экспертов, что те позволили подчиненным превзойти по степени влияния своего непосредственного начальника. Несомненно, на ситуации сказывается близость выборов - атмосфера вокруг главных фигурантов предстоящей президентской кампании накаляется. Речь идет о взятии первого рубежа на пути к выборам-2008: парламентских баталиях, где партийцы должны определиться со своими кандидатами на "престол". Разумеется, не осталось незамеченным назначение вице-премьером Сергея Нарышкина. Приданные ему контрольные функции поместили бывшего руководителя аппарата правительства почти в середину списка, на 58-е место.

Отсутствие в "табели о рангах" нового министра обороны Анатолия Сердюкова объясняется технической причиной - его имя просто не было внесено в перечень, предложенный экспертам (отставки и назначения случились после рассылки списка).

Среди других рекордсменов февраля - свежеиспеченный и.о. президента Чечни Рамзан Кадыров и глава Центризбиркома Александр Вешняков. В обоих случаях эксперты зафиксировали ожидаемое развитие сюжетов. Давно вызревавший конфликт между Алхановым и Кадыровым, разрешенный традиционным для нашей политики перемещением "потерпевшего" на скамейку запасных - в Минюст, увеличил рейтинг экс-премьера республики на 0,6 балла, перебросив Кадырова с 58-го на 36-е место. Кстати, сам Алханов не остался без утешительного приза: резкое выступление против бывшего коллеги по управлению регионом волшебным образом вернуло его в рейтинговый перечень. Поместив, правда, на скромное 96-е место.

Близко к десятке лидеров оказался патриарх Алексий II, хотя формально в светском государстве его политиком считать нельзя. "Соседями" Алексия по рейтингу оказались губернатор Чукотки Роман Абрамович и руководитель секретариата президента Игорь Сечин. Алексию сильно проигрывает, к примеру, Владимир Жириновский - популярный лидер ЛДПР находится всего на 43-м месте, несмотря на то, что практически не исчезает с российских телеэкранов.

Укрепление позиций Александра Вешнякова совпадает по времени не только с проведением региональной избирательной кампании 11 марта и бурной активностью главы ЦИКа на этом поприще, но и с формированием списков в будущий состав Центризбиркома. Как известно, уже определился со своими кандидатами Совет Федерации, вскоре представит своих выдвиженцев Госдума, после чего зашлет в ЦИК свой список президент. Ожидается, что кандидатура нынешнего руководителя ведомства будет предложена именно главой государства. Очевидно, именно этим обстоятельством объясняется щедрость экспертов, накинувших Вешнякову более полубалла.

В сотню вошел также и разыскиваемый Генпрокуратурой РФ политэмигрант Борис Березовский (76-е место). Однако он обошел бывшего Генпрокурора, а ныне главу Минюста Владимира Устинова.

Еще в рейтинге есть имя главы ВГТРК Олега Добродеева и пресс-секретаря президента Алексея Громова, а также первого президента России Бориса Ельцина.

Михаил Фрадков: "человек-крыша"

О действительной роли премьер-министра Михаила Фрадкова на российской политической сцене рассуждает также газета "Ведомости". Издание обращает внимание, что социологи не замеряют показатели Михаила Фрадкова как политика. Доверие или недоверие оценивается с той точки зрения, что он "всего лишь" председатель правительства.

Тем не менее после назначения премьера - "бесшумного, но чрезвычайно живучего" - прошло три года, которые издания называет затянувшейся "фрадковской паузой" между ключевыми политическими событиями.

"Фрадковская пауза" - это период, когда в экономической политике нужен был рывок, а наступил застой: быстрые, болезненные, ответственные решения не принимались. За криво реализованную монетизацию льгот отвечал Михаил Зурабов. Фрадкова никто не поминает недобрым словом: среди нелюбимых народом представителей его кабинета представлены вечные Зурабов, Греф и Кудрин.

В отличие от Виктора Черномырдина, Фрадков не прикрывает своим политическим авторитетом. Фрадков же прикрывает отсутствие реформ - это немного другая функция, политическая по форме, техническая по содержанию.

С хозяйственной точки зрения кабинет Фрадкова едва ли не самый слабый за все постсоветские годы, констатируют "Ведомости". Если бы сегодня обнаружилась ясность по кандидатуре преемника, кабинет Фрадкова занял бы другой человек, однако официальных преемников до сих пор как минимум два. Это обстоятельство продлевает премьерство Фрадкова на неопределенный срок, делая его техническим политиком и "человеком-крышей" для преемников.