Хамовнический районный суд, 29 декабря 2010 года
Russia Today
 
 
 
Хамовнический районный суд, 29 декабря 2010 года
Russia Today
 
 
 
Хамовнический районный суд, 29 декабря 2010 года
Russia Today

Группа российских журналистов обратилась с открытым письмом к директору Федеральной службы судебных приставов (ФССП) РФ Артуру Парфенчикову, попросив его упорядочить работу своих подчиненных в Хамовническом суде Москвы, где с 27 декабря оглашается приговор по второму уголовному делу против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Журналисты утверждают, что судебные приставы не дают им выполнять свои профессиональные обязанности при освещении громкого судебного процесса.

"Из-за действий сотрудников возглавляемого Вами ведомства наша работа по освещению этого важного и для общественности, а также для имиджа российской судебной системы процесса оказалась фактически парализованной. Все мы не первый год занимаемся освещением судебных процессов, прекрасно знаем правила поведения в судах и всегда неукоснительно соблюдаем их. Однако сложившуюся в эти дни ситуацию можно без преувеличения назвать исключительной", - говорится в обращении журналистов, опубликованном в "Новой газете" в среду.

"Судебные приставы в Хамовническом суде Москвы навязывают представителям СМИ собственные жесткие порядки, которые не прописаны ни в одном из документов, регламентирующих работу журналистов в суде. При этом их действия избыточны даже с точки зрения соблюдения норм безопасности участников процесса, - подчеркивают авторы обращения. - В частности, несмотря на то, что процесс носит открытый характер, попасть не только в зал заседаний, но и в здание суда тот или иной журналист может лишь по персональному решению приставов, которые принимаются на основе одним им известных критериев".

По словам журналистов, каждый проход в здание суда, даже если журналист уже был однажды пропущен в помещение, становится проблемой: чтобы выйти на улицу, журналистам приходится несколько раз спрашивать разрешения у пристава, удостоверяясь при этом, что тот пустит журналиста обратно. При этом нет никакой гарантии, что даже "твердое обещание" одного из приставов впоследствии выполнит другой. Таким образом, всегда существует вероятность, что по вине приставов журналист окажется лишенным возможности присутствовать на процессе.

Кроме того, журналисты указывают, что выйти в эфир (даже не из зала, а вообще из здания суда) или передать новость при помощи мобильной связи фактически невозможно: заметив это, приставы начинают немедленно кричать на журналистов, в том числе и на тех, кто работает в прямом эфире, чтобы те немедленно "прекратили болтать". Одновременно с этим "провинившиеся" журналисты постоянно слышат в свой адрес угрозы навсегда потерять доступ в Хамовнический суд, пишут авторы послания.

При этом, по их словам, все описанные действия сопровождаются грубостью и хамством, а также весьма нелестными оценочными суждениями, затрагивающими личности отдельных представителей СМИ. "Более того: употребление вслух нецензурных выражений в присутствии прессы для "следящих за порядком" приставов является нормой", - обращают внимание авторы обращения к главе ФССП. При этом приставы на просьбы представиться отвечают исключительно грубостью, добавляют журналисты.

Все эти обстоятельства, по их мнению, негативно влияют на имидж судебной власти, а действия приставов наводят на мысль, что суд при их помощи стремится максимально закрыться от средств массовой информации. Журналисты просят главного судебного пристава страны вмешаться и разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию, что позволит журналистам в дальнейшем освещать данный судебный процесс в нормальных рабочих условиях.

Открытое письмо подписали журналисты государственных информационных агентств РИА "Новости", Российского агентства правовой и судебной информации, ИТАР-ТАСС, а также радиостанций "Эхо Москвы" и радио "Свобода", ряда электронных и печатных периодических изданий.