Московский арбитражный суд в понедельник объявил перерыв до вторника в рассмотрении апелляционной жалобы нефтяной компании ЮКОС на решение суда первой инстанции от 26 мая о взыскании с нефтяной компании 99,4 млрд рублей налогов.
В понедельник суд завершил исследование доказательств, представленных ЮКОСом по апелляционной жалобе. Во вторник рассмотрение апелляционной жалобы на стадии прений продолжится.
На прошлой неделе арбитражный суд Москвы рассмотрел апелляционные жалобы НК ЮКОС-Москва и министерства РФ по налогам и сборам (МНС). По результатам рассмотрения всех трех апелляционных жалоб суд примет единое решение.
В ходе судебного слушания в понедельник представитель ЮКОСа отметил, что в своих доводах МНС утверждает, что расчеты между ЮКОСом и организациями, проходящими по делу и участвующими в схеме уклонения компании от уплаты налогов, производились преимущественно векселями или путем взаимозачета, что, по мнению МНС, является неправомерным, сообщает "Интерфакс".
Он подчеркнул, что возможность применения участниками договорных отношений вексельной формы расчета предусматривается законодательством, а доля денежных средств в расчетах ЮКОСа была достаточно большой. Таким образом, по мнению представителя компании, МНС не доказало преимущественного характера вексельной формы расчета между ЮКОСом и 17 организациями, проходящими по делу.
Представитель ЮКОСа опроверг также доводы, что реализуемая нефть была собственностью ЮКОСа, а не 17 организаций, участвующих в схеме реализации нефти. Он высказал мнение по поводу довода МНС, что все доходы 17 организаций, задействованных в схемах уклонения компании от уплаты налогов, как утверждает МНС, получены от операций с нефтью и нефтепродуктами, а владельцем этой нефти является ЮКОС. "Этот довод носит декларативный характер", - подчеркнул представитель ЮКОСа.
Вместе с тем он обратил внимание суда на то, что МНС по каждой из 17 организаций не предоставило доказательств того, что они взаимозависимы с ЮКОСом. Кроме того, в ходе слушаний представитель НК ЮКОС отметил, что в материалах дела содержатся данные о допущении двойного налогообложения, когда одна и та же сумма налогов была доначислена двум различным организациям.
Он также сообщил, что в материалах дела нет фактов, что ЮКОС в какой-либо форме присвоил себе доходы, полученные организациями, проходящими по делу и участвующими, по мнению МНС, в схеме уклонения от уплаты налогов нефтяной компанией. Налоговые органы не вправе перенести налоговые обязанности с этих 17 организаций на ЮКОС, подчеркнул представитель нефтяной компании.
Вместе с тем он отметил, что МНС не привело ни единого подтверждения, основанного на договорах, наличия цепочки организаций, участвующих, по мнению МНС, в схеме уклонения от уплаты налогов ЮКОСа. Представитель ЮКОСа считает, что ни одно из утверждений МНС о том, что организации незаконно использовали налоговую льготу и что полученные налоговые льготы были несоразмерны отчислениям в региональный бюджет, не является состоятельным, поскольку Налоговый кодекс требований о соразмерности не содержит.
Он отметил, что правомерность полученных налоговых льгот подтверждается соглашениями между организациями, участвующими в реализации нефти, и местными органами исполнительной власти, а также наличием справки о выполнении ими условий соглашения. В период с 1996 по 2000 годы организации пользовались налоговыми льготами, и к ним не выдвигались никакие претензии местных органов исполнительной власти, на территории которых действовала система льготного налогообложения, подчеркнул представитель ЮКОСа.
Кроме того, представляя доводы обоснованности своей апелляционной жалобы, он отметил, что МНС допустило ряд арифметических ошибок при определении сумм доначисленных налогов по итогам проверки. Так, по его словам, МНС на основании акта проверки доначислило НДС в размере 14 млрд 17 млн рублей, в то время как по решению министерства о взимании с компании НДС обозначено 14 млрд 43 млн рублей, что почти на 25 млн рублей больше.
Кроме того, МНС по итогам проверки доначислило налога на имущество организации в размере 83 млн 611 тыс. рублей, а в решение МНС о взыскании с ЮКОСа обозначена сумма порядка 83 млн 800 тыс. рублей. В акте проверки МНС указало необходимую к взысканию сумму по налогу на прибыль в размере 19 млрд рублей, в то время как в самом решении министерства о взыскании значится 20 млрд рублей. Это служит основанием для отказа в части требований МНС, считает представитель ЮКОСа.
В свою очередь представитель МНС согласился с замечанием о том, что в расчете взыскиваемой с ЮКОСа суммы были допущены некоторые технические ошибки. В то же время он отметил, что лицом, реализующим нефть, является ЮКОС.
Через схему уклонения от налогов, по словам представителя министерства, нефть приобреталась, например, за 750 рублей за тонну, а продавалась за 4 тыс. рублей.
Кроме того, подчеркнул он, незаконность используемых льгот организациями, участвующими в схеме уклонения от уплаты налогов ЮКОСа, связана с тем, что они не осуществляли деятельности на территории с льготным режимом налогообложения.
МНС обвиняет ЮКОС в уклонении от уплаты налогов через внутренние офшоры. Министерство 14 апреля завершило выездную налоговую проверку ОАО "HК ЮКОС" на предмет уплаты налогов и сборов за 2000 год. По ее результатам МНС вручило нефтяной компании требования на уплату налогов, пеней и штрафов на общую сумму 99 млрд 375 млн 538 тыс. 234 рубля.
Московский арбитражный суд 26 мая удовлетворил иск МНС к ЮКОСу и постановил взыскать с нефтяной компании 99,4 млрд рублей налогов, пеней и штрафов.