Дело ЮКОСа заставляет западных инвесторов нервничать: роль Кремля в нефтяной и телекоммуникационной отраслях становится все более значительной
Архив NEWSru.com
 
 
 
Беспрецедентный разгром крупнейшего российского нефтяного концерна ЮКОС, который еще три месяца назад стоил на бирже 35 млрд евро, а сегодня - лишь около 5 млрд евро, всполошило весь деловой мир
Архив NEWSru.com
 
 
 
Но еще больше шума вызвало последнее кадровое решение президента Путина - назначение его доверенного лица, Игоря Сечина, главой российского нефтяного концерна "Роснефть"
Архив NEWSru.com
 
 
 
Автором масштабного плана разгрома ЮКОСа был, судя по всему, именно Игорь Сечин. 43-летний заместитель главы кремлевской администрации
Архив NEWSru.com

Дело ЮКОСа заставляет западных инвесторов нервничать: роль Кремля в нефтяной и телекоммуникационной отраслях становится все более значительной. Об этом в пятницу пишет австрийская газета Die Presse.

Председатель правления британской нефтяной корпорации ВР лорд Браун попросил связать его с Кремлем: нефтяной барон позвонил в Москву. Напуганный сообщениями о том, что крупнейший российский нефтяной концерн ЮКОС будет разгромлен и, возможно, отойдет государству, лорд Браун хотел выяснить только одно: не коснется ли это его компании. Для лорда Брауна речь идет об инвестициях в размере 7,7 млрд долларов - самых крупных, когда-либо пришедших в Россию. Именно в это сумму обошлась ВР ее прошлогодняя попытка создать совместное предприятие с российской нефтедобывающей компанией ТНК.

Президент России Владимир Путин не дал ему письменных гарантий. Тем не менее, глава ВР остался довольным ответом: "Мы получили гарантии российского правительства, что у ВР-ТНК все будет хорошо".

Беспрецедентный разгром крупнейшего российского нефтяного концерна ЮКОС, который еще три месяца назад стоил на бирже 35 млрд евро, а сегодня - лишь около 5 млрд евро, всполошил весь деловой мир.

Но еще больше шума вызвало последнее кадровое решение президента Путина - назначение его доверенного лица, Игоря Сечина, главой российского нефтяного концерна "Роснефть". Это было расценено в Москве как недвусмысленный сигнал, свидетельствующий о все большем вмешательстве Кремля в российскую экономику. Ведь считается, что в случае разгрома ЮКОСа больше всего выиграет государственный концерн "Роснефть".

Автором масштабного плана разгрома ЮКОСа был, судя по всему, именно Игорь Сечин. 43-летний заместитель главы кремлевской администрации - это "тень" президента Путина. Сечин, как и Путин, родом из Санкт-Петербурга и выходец из КГБ, в течение последних 10 лет он замещал сегодняшнего главу Кремля на многих должностях. Журнал "Власть" "избрал" его главой "АО ФСБ".

В качестве первого шага из концерна следует вывести дочернее предприятие ЮКОСА "Юганскнефтегаз". Хотя на восточносибирском предприятии работают всего 6 тысяч человек, здесь добывается 62% всей нефти ЮКОСа и находится 70% резервов концерна. Если государство и в самом деле возьмет "Юганскнефтегаз" под свой контроль, оно в один прием завладеет крупнейшим нефтяным концерном страны.

Экономические интересы пресловутого "АО ФСБ" не ограничиваются нефтяным бизнесом, чистая прибыль которого составила в прошлом году 20 млрд евро. В высокодоходном секторе мобильной связи также действуют фирмы, близкие к Кремлю. Компания "Мегафон", значительным пакетом акций которого, согласно неопровергнутым сообщениям средств массовой информации, владеет супруга Путина Людмила, всего за два года вышла в России на третье место.

"АО ФСБ" имеет свои интересы и в оборонной промышленности - одной из самых прибыльных экспортных отраслей России. В прошлом году через государственный концерн "Рособоронэкспорт" Россия экспортировала оружие на сумму около 4 млрд евро.

Назначение Сечина "нефтяным кардиналом" - это "ясный сигнал, что государство в будущем станет все больше и больше вмешиваться в экономику", говорит Алексей Мухин из Центра политической информации. "Шансы, что "Роснефть" получит ЮКОС, конечно, возросли", - подтверждает Стивен О'Салливан, аналитик московского инвестиционного банка UFG.

В случае ЮКОСа речь для Кремля идет не о соблюдении правовых принципов, а о карательной акции, говорит Олег Вьюгин, глава Федеральной комиссии по ценным бумагам.

"ЮКОС - это особая история. Компания вела себя слишком агрессивно на политическом фронте. Я не хочу утверждать, что она рвалась к власти. Я этого не знаю. Но она по-настоящему активно защищала свои деловые интересы и пыталась решать вопросы налогообложения через парламент... Здравый смысл подсказывает, что это не могло понравиться государству. Собственно, так оно и случилось".

Не ясно, останется ли дело ЮКОСа единичным случаем. Именно сейчас такие предприятия, как Siemens AG и E.On, вкладывают в Россию большие капиталы.

"Сегодня надо держаться Кремля, - сказал представитель одной немецкой фирмы, сотрудничающей с "Газпромом". - Только тогда у тебя есть гарантии, которые необходимы для инвестиций".

В России гарантии инвестиций - понятие относительное. Только что министерство внутренних дел изъяло основной сервер "Центрального московского депозитария". В нем хранятся акции 1500 предприятий, отсюда осуществляется управление тремя миллионами частных счетов. Наилучшей гарантией, говорит Алексей Саватюгин, один из ведущих сотрудников министерства финансов, является сотрудничество с государством.

В совет директоров любой компании входит как минимум один представитель государства, независимо от того, имеет в ней государство свою долю или нет. У Саватюгина есть соответствующее объяснение: "Представители государства могут быть более независимыми, чем представители других групп или корпораций. Наконец, за ними стоят самые могущественные силы, которые только можно себе представить".

"Добыча нефти будет продолжаться до начала августа", - эти слова можно услышать от членов совета директоров ЮКОСа. Потом производство, скорее всего, будет остановлено. Ведь все активы заморожены, а задолженность ЮКОСа по налогам за 2000 год составляет около 2,9 млрд евро и свободных денег у него нет.

Поскольку активы заморожены и в настоящее время, пожалуй, никто во всем мире не предоставит кредит измученному концерну, ЮКОС будет парализован. В принципе высокодоходное предприятие оказалось на грани банкротства. "Нам нужно от 13,5 до 62 часов, чтобы законсервировать скважины", - подсчитал один из менеджеров ЮКОСа. Тогда компании, на которой работает 105 тыс. человек, которая обеспечивает 5% всего российского ВВП и 2% мировой нефтедобычи, придет конец.

В настоящее время обсуждается вопрос о том, когда менеджмент ЮКОСа или кто-то из кредиторов начнет конкурсное производство. ЮКОС, который считался "лучшим предприятием России", был слишком дерзким, его владелец Михаил Ходорковский - слишком самоуверенным и независимым. Когда он захотел активно вмешаться в политику, Кремль двинул против него свои батальоны. Год назад был арестован Платон Лебедев, ближайший сподвижник Ходорковского, в октябре - уже сам Ходорковский. Сегодня их обоих можно увидеть в металлической клетке в московском Мещанском суде. (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)

В споре с нефтяным концерном ЮКОС Кремль преследует две цели

В споре с нефтяным концерном ЮКОС почти любое средство кажется Кремлю оправданным. Что произойдет, если за этим примером последуют другие? Немецкая газета Tagesspiegel публикует интервью с экспертом по России Эберхардом Шнайдером о целях Кремля в деле ЮКОСа и о влиянии спецслужб.

По мнению Шнайдера, в споре с нефтяным концерном ЮКОС Кремль преследует две цели.

"Основная цель - политическая, а именно отстранение политического противника Михаила Ходорковского. Вторая цель - экономическая, а именно разгром ЮКОСа и его передача в руки государства", - считает немецкий эксперт.

Шнайдер также объяснил, почему Путин нанес удар именно сейчас. Эксперт напомнил, что в 2000 году между Владимиром Путиным и олигархами была достигнута договоренность: олигархи не вмешиваются в политику, за это Путин отказывается от ревизии итогов приватизации, на волне которой они стремительно разбогатели. Однако тут глава ЮКОСа Ходорковский заявил, что в 2008 году он хочет покинуть свой пост.

"Кремль усмотрел в этом вызов, поскольку в 2008 году состоятся президентские выборы, и Путин посчитал, что Ходорковский захочет в них участвовать. Кроме того, Ходорковский навлек на себя гнев Кремля, выделяя по 200 млн долларов в год на развитие гражданского общества, поддерживая школы, обеспечивая им доступ в интернет - одним словом, способствуя становлению открытого и либерального общества", - считает эксперт.

Вместе с тем Шнайдер считает, что подобный разгром в отношении других компаний в будущем вряд ли будет повторяться, так как пример ЮКОСа воздействует устрашающе.

"Все олигархи поняли, что Кремль хочет им сказать: они знают, что если сегодня они хотят чего-нибудь добиться, они должны пасть перед Кремлем на колени, и политика для них - запретная зона", - говорит Шнайдер.

Пример ЮКОСа в деле демократии и развитии правового государства в России Шнайдер называет "управляемым правосудием".

"Дело ЮКОСа свидетельствует о том, что государственные финансовые и налоговые органы, а так же суды используются в качестве инструмента, чтобы держать неугодных олигархов на расстоянии. Не существует никакого антимонопольного ведомства. Однако, прежде всего, дело ЮКОСа говорит о том, что Путин - не такой сильный политик, каким его многие считают", - говорит эксперт.

По его мнению, до сих пор президенту Путину удавалось удерживать баланс между серьезными группировками, имеющими различные интересы. Теперь это, кажется, позади. Ведь инициатива разгрома ЮКОСа исходила не от Путина, а от Федеральной службы безопасности и его приближенных из спецслужб и министерств. Они хотят иметь сильное государство. Государство, за которым всегда остается последнее слово в экономических вопросах стратегического значения, которое заботится о том, чтобы высокие прибыли от экспорта нефти поступали в государственный бюджет, а не в руки частного предпринимателя.

Шнайдер считает, что подобная форма ренационализации не принесет пользы.

"Кроме того, я не могу себе представить, что Путин и в будущем собирается вести себя подобным образом по отношению ко всем олигархам, поскольку это нанесет тяжелый удар по российской экономике и отдалит президента от его честолюбивых экономических целей. Уже сейчас, в первом полугодии 2004 года, отмечалась значительная утечка капитала. Предприниматели ощущают неуверенность. Ожидаемые инвестиции отсутствуют", - пояснил эксперт.

Эбергарт Шнайдер является экспертом по российской внутренней политике в Германском фонде науки и политики. (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)