Власти Ирана подтвердили информацию о задержании в Персидском заливе пяти британских яхтсменов, которое произошло 25 ноября
Вести
 
 
 
Помощник президента Ирана Эсфандиар Рахим Машайе заявил, что власти примут серьезные меры против яхтсменов в случае, если будет доказано, что они имели "недобрые намерения", войдя в иранские территориальные воды
Вести
 
 
 
Яхта The Kingdom of Bahrain была захвачена 25 ноября, она следовала из Бахрейна в Дубай для участия в регате
Вести

Власти Ирана подтвердили информацию о задержании в Персидском заливе пяти британских яхтсменов, которое произошло 25 ноября, передает "Интерфакс". Командующий Военно-морским флотом Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Али Реза Тангсири заявил, что это сделали его подчиненные: их долг - "противостоять иностранным силам и задерживать их в Персидском заливе".

Помощник президента Ирана Эсфандиар Рахим Машайе заявил, что власти примут серьезные меры против яхтсменов в случае, если будет доказано, что они имели "недобрые намерения", войдя в иранские территориальные воды. "Судебные органы примут решение в отношении пятерых человек. Естественно, наши меры будут жесткими и серьезными, если мы обнаружим, что у них были злые намерения", - сказал он.

Яхта The Kingdom of Bahrain была захвачена 25 ноября, она следовала из Бахрейна в Дубай для участия в регате. Информация о захвате яхты с экипажем была предана огласке лишь накануне, поскольку британский МИД стремился избежать нарастания напряженности в и без того непростых отношениях с Ираном, решая вопрос путем переговоров, которые велись с посольством Ирана в Лондоне и через британское посольство в Тегеране.

По данным, которыми располагает Sky News, в состав захваченной команды входят: живущий в Бахрейне радиоведущий Дэвид Блумер, Оливер Смит из Саутгэмптона, Оливер Янг из Плимута, Сэм Ушер и Люк Портер. Оливеру Смиту 31 год, а Янгу, как и Портеру - 21.

Регата, в которой они должны были принять участие, была назначена на прошлый четверг: яхтсмены должны были пройти из Дубая в Мускат расстояние в 360 миль.

Источник Sky News сообщил, что команда яхты, находясь еще в море, обратилась к нему с просьбой раздобыть для судна гребной винт. "Похоже, яхта потеряла винт, утратила способность к передвижению и дрейфовала в сторону иранской территории", - предположил источник.

По данным газеты The Daily Telegraph, к моменту захвата яхты наступила безветренная погода, и яхтсмены сообщили своим коллегам по яхтклубу, оставшимся на берегу, что собираются вызвать буксир для эвакуации яхты. Чисто умозрительно, говорит местный источник, можно предположить, что они дрейфовали, и за 10 часов могли забраться достаточно далеко вглубь иранских вод.

Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд тоже настаивает на невиновности моряков. Он убежден, что произошла обычная житейская история, и решить предстоит "консульский вопрос", а у граждан не было никаких шпионских намерений, с иранской программой обогащения урана инцидент тоже никак не связан.

Бывший посол Великобритании в Иране сэр Ричард Дэлтон считает, что не следует ожидать разрешения этого вопроса в течение нескольких дней. Ирану нужно время, чтобы завершить все следственные действия - допросить каждого члена экипажа по отдельности, проверяя, не пытались ли члены команды сговориться между собой, а также исследовать оснастку яхты, чтобы убедиться, что проникновение в их территориальные воды оказалось действительно случайностью.

Это не первый инцидент, связанный с арестом британцев иранскими военными кораблями в Персидском заливе. 23 марта 2007 года иранские власти захватили 15 британских военных моряков и морских пехотинцев, патрулировавших воды Ирака на основании резолюции ООН об оказании поддержки Багдаду по борьбе с контрабандой. Тогда Иран тоже ссылался на вторжение в территориальные воды, но британская сторона этого не признала. Инцидент произошел рядом с устьем пограничной реки Шатт-эль-Араб, где морская граница не определена. Согласно международному договору от 1975 года, воды, которые патрулировали британцы, отнесены к Ираку, однако Иран оспаривает право на юрисдикцию.

Отношения между Лондоном и Тегераном, и ранее не отличавшиеся гладкостью, тогда обострились до предела. В конце концов по личному распоряжению президента Ирана Махмуда Ахмади Нежада британские военнослужащие тогда были освобождены и 5 апреля вернулись на родину.