Из ливийских городов, отвоеванных повстанцами у правительственных сил, просочились первые данные о зверских расправах сторонников Муаммара Каддафи с теми, кто отказывался выполнять его приказы, или переходил на сторону оппозиции
www.independent.co.uk
 
 
 
Перешедший на сторону оппозиции офицер рассказал, что это останки солдат, которые отказались стрелять по демонстрантам. Их разоружили, избили и посадили в подвал, а затем расстреляли и сожгли
Reuters
 
 
 
"Они были шахидами, - заявил об этих людях дежурный служащий больницы Фатех Элами. - Они предпочли принести себя в жертву, чем причинять вред собственному народу. Мы должны им памятник поставить"
Reuters

Из ливийских городов, отвоеванных повстанцами у правительственных сил, просочились первые данные о зверских расправах сторонников Муаммара Каддафи с теми, кто отказывался выполнять его приказы, или переходил на сторону оппозиции. Корреспонденты The Independent взяли интервью у очевидцев и побывали на военной базе Аль-Катиба, захват которой стал переломным моментом в битве за Бенгази и всю восточную часть страны.

В одном из подвалов там нашли обугленные тела 10 человек. Перешедший на сторону оппозиции офицер рассказал, что это останки солдат, которые отказались стрелять по демонстрантам. Их разоружили, избили и посадили в подвал, а затем расстреляли и сожгли. "Они были шахидами, - заявил об этих людях дежурный служащий больницы Фатех Элами. - Они предпочли принести себя в жертву, чем причинять вред собственному народу. Мы должны им памятник поставить".

- Повстанцы развлекаются карикатурами на Каддафи: раньше это было невозможно

Другой военнослужащий Мохаммед Саад сам попал в ситуацию, когда офицер приставил ему к груди пистолет и заорал: "Иди и стреляй! Иди и стреляй!". Когда начались бои, гарнизон привели в состояние боевой готовности и приказали открывать огонь по всем, кто будет пытаться проникнуть на базу.

По словам Саада, сам он понял, что военных заставляют стрелять в простой народ только тогда, когда его собственный отец сказал ему, что тоже идет на манифестацию. Как утверждает военный, "некоторым из его старших сослуживцев приказали переодеться в штатское, садиться в машины без опознавательных знаков и стрелять по всем, кого они встретят. Около 20 из них отказались и были казнены", цитирует InoPressa.

Некоторые после беспорядков на всю жизнь остались калеками. Так произошло, в частности, с братом медика Наджлы Фаркаш. Сама она в первые дни восстания работала "почти круглосуточно", и в какой-то момент к ней на операционный стол с ранением в голову попал ее собственный брат Амрайя. После операции он частично парализован.

"Я поддерживал революцию, но даже не участвовал ни в каких маршах, когда меня подстрелили... Я знаю, что это сделало мое собственное правительство. Если бы я мог сейчас пойти и сражаться, я бы так и сделал. Я очень зол", - сказал Амрайя.

Силы Каддафи: на бумаге и в реальности

Между тем пресса пытается оценить, каким потенциалом войск располагает Каддафи. На бумаге ливийская армия состоит из приблизительно 100 тысяч человек. У военных есть более 2 тысяч танков, 374 самолета и флот с двумя подлодками. Однако, как передает Reuters, на данный момент Каддафи может рассчитывать совсем на другое количество военных ресурсов.

Еще до восстания ливийская армия считалась довольно слабой. К этому привели, в том числе, санкции Запада, включавшие эмбарго на поставки оружия. Их снятие в последнее время не успело укрепить силы военных, как последовала революция и Запад принял новые санкции. В итоге, как отмечают наблюдатели, большая часть техники непригодна для использования.

Аналитики утверждают также, что Каддафи на самом деле не доверяет армии и полагается, собственно, только на элитные подразделения, которые зачастую состоят из людей его племени. Это ограничивает человеческие ресурсы 10-12 тысячами лояльных ему ливийских военных. Наиболее весомая в их числе, как считается, 32-я бригада под командованием сына Каддафи Хамиса. На помощь правящему режиму были привлечены наемники из черной Африки. Однако их число невозможно достоверно узнать.

Между тем постепенно вооружается оппозиция. Военные, бегущие из городов, бросают там оружие и технику. Однако повстанцам не хватает централизованного руководства. Они, в основном, защищают уже отвоеванную территорию, но не захватывают новую.

На данный момент с такими силами Каддафи может только сдерживать повстанцев и, возможно, отвоевать территории потерянные к западу от Триполи. Ключевой прибрежный город между Триполи и Бенгази - Сирт - до сих пор находится под контролем правительства. Восток уже под властью оппозиции. Однако обстановка все равно остается крайне нестабильной, отмечают аналитики. Эксперт британского исследовательского Института Королевских вооруженных сил Шашанк Джоши подчеркнул, что степень лояльности сил безопасности к режиму Каддафи явно недооценивается при анализе событий в Ливии.

Пожалуй, наиболее опасным видом оружия, которым обладает Каддафи, является химическое оружие. По данным Организации по запрещению химического оружия, Ливия должна была уничтожить все запасы опасных химикатов еще в начале 2004 года, однако в распоряжении Каддафи до сих пор остаются около 9,5 тонн иприта, который хранится в секретном месте. Впрочем, у режима, как передает Reuters, нет возможностей для его транспортировки.