Запад гадает, кто наслал на Иран "библейскую кару" в виде кибервируса: Россия среди подозреваемых
Вести
 
 
 
Западные СМИ, впечатленные результатом мощной и сложнейшей кибератаки против Ирана, принялись гадать, откуда она могла исходить
RTV International
 
 
 
Stuxnet был разработан группой экспертов, располагавших инсайдерской информацией, разведданными относительно самой АЭС и современной технической базой
НТВ

Западные СМИ, впечатленные результатом мощной и сложнейшей кибератаки против Ирана, принялись гадать, откуда она могла исходить. Многие эксперты полагают, что речь идет о целенаправленном саботаже. Потому происхождение вируса Stuxnet, проникшего в систему АЭС в Бушере и затормозившего ядерную программу Ирана без всяких бомбардировок, следует искать в тех странах, чье руководство заинтересовано именно в этом. Обзор статей публикует в пятницу InoPressa.

Компьютерный эксперт из Гамбурга Ральф Лэнгнер, декодировавший вирус, не сомневается, что это хакерская атака именно государственного уровня. Stuxnet был разработан группой экспертов, располагавших инсайдерской информацией, разведданными относительно самой АЭС и современной технической базой. Подобные ресурсы может иметь только государство, приводит мнение Лэнгнера немецкая Die Zeit.

Таким образом, следы могут вести в Израиль и США - в техническом плане они оснащены достаточно для того, чтобы проводить кибератаки подобного уровня. И мотив у них есть: стремление застопорить иранскую ядерную программу, указывают компьютерные специалисты.

- Следы могут вести и в Россию
- Атака на Иран - начало эры кибервойн. Они могут быть опаснее обычных

В пользу атаки со стороны государства свидетельствует и тот факт, что запуск вируса не приносит создателю никакой финансовой выгоды, отмечается в статье.

При этом, как полагают многие, на причастность именно израильских специалистов указывает расшифровка Stuxnet, выявившая много любопытного. В программном коде был найден след библейской ветхозаветной истории о превентивной акции евреев против персов, которые стремились уничтожить весь еврейский народ.

Аллюзию на нее дешифровщики увидели в слове "myrtus", которое может означать как веточку мирта, так и имя Есфирь (по-еврейски Hadassah). Эта иудейка была одной из жен персидского царя Ксеркса. Согласно Ветхому Завету, будучи хитроумной и смелой, эта женщина раскрыла и предупредила заговор персов против евреев. В результате израильтяне спасли свои жизни и отомстили угнетателям. В воспоминание об этом у евреев установлен праздник Пурим.

Слово "myrtus" может быть подписью специального киберподразделения при израильских спецслужбах - если только это не попытка дезориентировать следователей, пишет французская Le Temps. Как отмечается в статье, разработчики так спешили запустить вирус, что не тратили время на дополнительные работы по его засекречиванию.

Ссылка на Есфирь якобы является сигналом о начале нового восстания евреев против последнего "царя" Персии - Ахмади Нежада, который мечтает об их уничтожении при помощи атомного оружия, вторит французам итальянская La Repubblica. В поиске смысла слова "myrtus" в самом засекреченном американском агентстве - Агентстве национальной безопасности (NSA) - усердно штудируют Тору, священную книгу евреев, пишет она.

При этом молчание израильских властей и "Моссада", использующего обычную практику никогда ничего не опровергать и не подтверждать, лишь усиливает подозрения, подчеркивается в статье. Впрочем, даже если "Моссад" не имеет к этому делу никакого отношения, правительству явно нравится, что все склонны верить в то, что длинная рука Есфири протянулась через тысячелетия, чтобы остановить новых персов, заключает итальянский журналист.

Следы могут вести и в Россию

С другой стороны, находятся и те, кто видит в кибератаке на Иран российский след. Тот же немецкий специалист по IT Ральф Лэнгнер считает, что Stuxnet мог попасть в Иран через зараженную USB-флешку, "забытую" около одного из компьютеров кем-то из российских специалистов, обслуживающих ядерную программу Тегерана.

Британская The Guardian в двух разных статьях также усиленно намекает на Россию. Она напоминает две самых заметных кибератаки на государства: на Эстонию в 2007 году и на Грузию во время ее войны с Россией в 2008 году. В обеих атаках винят Москву, подчеркивает газета.

Атака на Иран - начало эры кибервойн. Они могут быть опаснее обычных

Анализируя иранские события, иностранная пресса предвещает начало новой эры в глобальной кибервойне. Глава только что созданного Киберштаба США при Пентагоне, генерал Кейт Александер, недавно выступая в Конгрессе, подчеркнул, что за последние три года угроза кибервойны стремительно нарастает.

The Guardian вспоминает в связи с этим инцидент на американской военной базе в 2008 году, лишь недавно преданный огласке. Тогда в туалете на базе, с которой осуществлялась поддержка войны в Ираке, были разбросаны флеш-карты, намеренно зараженные вирусом.

По данным газеты, это проделала некая иностранная разведка некой страны, сделав расчет на то, что кто-то из военных рано или поздно подберет флешку и в нарушение правил подключит ее к служебному компьютеру. В результате в компьютерную систему центрального штаба армии США попал саморазмножающийся вредный вирус-червь, и на его удаление ушло 14 месяцев.

Другую историю рассказывает в своем блоге на сайте газеты журналист Чарльз Артур. В 2007 году министерство внутренней безопасности США поручило хакерам запрограммировать электрогенератор на саморазрушение, сообщив им только домен системы. Эксперимент удался. Червь Stuxnet действует аналогичным образом - отключает мониторинг, и техника выходит из-под контроля.

Евгений Касперский, руководитель и один из создателей "Лаборатории Касперского", также считает, что началась новая эра: эра кибертерроризма, кибероружия и кибервойн. В отношении Ирана работа была сделана чисто - не было ни бомбардировок, ни погибших, ни раненых.

Однако кибератаки не так безопасны, как кажется на первый взгляд, они могут приводить к гибели людей и разрушениям, как и любые другие, указывает он в газете Die Zeit. "Что случилось бы, например, если бы вирус Stuxnet спровоцировал сбой в работе реактора?" - вопрошает Касперский. Поэтому вполне логично, что в Пентагоне ратуют за заключение с Россией и тому подобными странами договоров об ограничении кибервоенных технологий и что Москва и Вашингтон настаивают на разработке международных правил для киберпространства.