Американские ученые опровергли теорию, согласно которой человечество обладает монополией на смех. Последние исследования показали, что смех присущ миру животных
Архив NEWSru.com

Американские ученые опровергли теорию, согласно которой человечество обладает монополией на смех. Последние исследования показали, что смех присущ миру животных: грызуны посмеиваются, собаки улыбаются, шимпанзе хохочут, шутят, играют, подшучивают друг над другом, пишет La Stampa (перевод статьи публикует Inopressa.ru).

Открытие было сделано американскими учеными, исследовавшими реакции мышей и собак на ласковое обращение и игры. По словам профессора Яаака Пэнксиппа из Bowling Green State University в Огайо, были получены результаты, развенчивающие расхожее мнение, будто животный мир обречен на жестокую грусть. Профессор утверждает, что ключом в мир смеха для животных служат почесывания. Анализируя попискивания, издаваемые лабораторными мышками в момент, когда их почесывали по шейке, Пэнксипп пришел к выводу, что эти звуки аналогичны человеческому смеху, сигналам радости и удовольствия.

Еще несколько лет назад подобные исследования вызывали лишь улыбку, отмечает издание. Однако теперь смех животных воспринимается крайне серьезно, говорит Марк Бекофф, доцент из Колорадского университета, специализирующийся на "собачьих играх".

В течение нескольких лет ученые слушают, записывают, воспроизводят и анализируют вокализы приматов. В результате они пришли к выводу, что смех "лучших друзей" человека похож на повторяющееся фырканье: услышав его, даже в аудиозаписи, другие собаки начинают вилять хвостом и играть. Аналогичные процессы происходят и у шимпанзе: они начинают фыркать, когда играют и щекочут друг друга, или довольно урчат, издавая едва уловимые для человеческого уха звуки, похожие на "ах-ах". "Иными словами, весь мир смеется", - отмечает итальянская газета.

В результате исследований выяснилось, что в моменты, когда животные смеются, в их мозгу активизируются цепи нейропередачи допамина, те же, что функционируют и в голове у людей. По утверждению профессора Пэнксиппа, лабораторные мыши не только демонстрируют реакцию удовольствия на ласку, но и обладают – в первую очередь молодые особи - своего рода "чудесным", но тяжеловатым чувством юмора.

Как считает Пэнксипп, это свидетельствует о том, что смех появился значительно раньше, чем речь. Из чего можно сделать вывод, что развлечение, вызывающее его, стало одним из инструментов выживания различных видов. "Прежде всего, когда кажется, что живешь, как собака", - резюмирует газета.