Украинский политолог и историк Кость Бондаренко призывает к "серьезнейшей ревизии" роли Лаврентия Берии в истории Украины
НТВ
 
 
 
Берия не был "палачом украинского народа", а, напротив, способствовал либерализации политики на Западной Украине, за что, в частности, и поплатился
e-news.com.ua
 
 
 
Пик сталинских репрессий приходился на 1937-38 годы, когда НКВД возглавлял Николай Ежов, а Берия стал руководить ведомством с 1939 года
RTV International

Украинский политолог и историк Кость Бондаренко призывает к "серьезнейшей ревизии" роли Лаврентия Берии в истории Украины, передает РИА "Новый регион". По мнению историка, Берия не был "палачом украинского народа", а, напротив, способствовал либерализации политики на Западной Украине, за что, в частности, и поплатился.

В статье "Украинский националист Лаврентий Берия", опубликованной в журнале "Профиль", Бондаренко отмечает, что фигура этнического мегрела Берии до сих пор на Украине показывается исключительно в "черном цвете" - он является "вдохновителем и воплотителем всех самых диких сталинских начинаний", "палачом украинского и прочих советских народов".

Однако украинский историк напоминает, что пик сталинских репрессий приходился на 1937-38 годы, когда НКВД возглавлял Николай Ежов, а Берия стал руководить ведомством с 1939 года.

Бондаренко утверждает, что после присоединения Западной Украины к УССР Берия опасался, что "без уступок украинцам в сфере национальной политики будет трудно в обозримом будущем, через поколение-два, избежать отхода Украины от СССР". "Он понимал: спустя поколение вырастут дети воинов УПА (Украинская повстанческая армия) и смогут продолжить дело отцов. "Закручивание гаек" в Украине ни к чему доброму не приведет. Посему если пьянку нельзя предотвратить - ее стоит возглавить и использовать в своих целях", - пишет украинский историк.

В доказательство своей версии Бондаренко утверждает, что Берия инициировал несколько амнистий для боевиков УПА, проводил тайные переговоры с ОУН (Организация украинских националистов), увольнял из правоохранительных органов тех, кто был не готов к либерализации политики на Западной Украине. "Партийная номенклатура и руководство силовых структур, привыкшие к сталинским порядкам, не на шутку испугались бериевских реформ и тотальных чисток", - указано в публикации.

"Берия в последние месяцы жизни доверял исключительно украинцам. Вся его личная охрана состояла из украинцев, мобилизованных в западных областях Украины", - отмечает украинский историк.

По словам Бонаренко, Берия конечно же поплатился за склонность к либеральным реформам, и за либерализм в национальном вопросе. "Но все это стало лишь второстепенной причиной – он проиграл борьбу за власть тому, кого не воспринимал всерьез, кого считал шутом – Никите Хрущеву", – заключает политолог и историк.

Деятельность Берии в качестве наркома НКВД (СПРАВКА)

Известно, что в 1939 году, после вступления Лаврентия Берии в должность наркома НКВД на смену Николаю Ежову, темпы репрессий резко пошли на спад. Более того, в 1939 году произошел пересмотр ряда (не менее ста тысяч) дел "необоснованно осужденных" ранее лиц.

В ноябре 1939 года вышел приказ "О недостатках в следственной работе органов НКВД", требовавший строго соблюдать уголовно-процессуальные нормы. Однако бывший руководитель госархива РФ профессор Рудольф Пихоя утверждает, что это была игра Иосифа Сталина против Ежова и на повышение собственной популярности, а Берия тут решающей роли не сыграл. В то же время, публицист и писатель Андрей Паршев заявляет, что именно Берия послужил инициатором указов о сворачивании репрессий.

В 1939-1941 годах в результате деятельности Берии были произведены массовые депортации жителей присоединенных к СССР прибалтийских республик, Западной Украины, Западной Белоруссии и Молдавии. Несмотря на снижение темпов репрессий, полномочия Особого совещания при НКВД расширились (особенно после начала Великой Отечественной войны, когда Особое совещание получило право применять "высшую меру наказания").

С именем Берии противники его реабилитации связывают подтверждение права пытать "явных и неразоружившихся врагов народа". Еще Берия обвиняют в организации расстрела в 1940 году значительной части пленных польских офицеров рядом с Катынью под Смоленском и еще в нескольких лагерях по секретному постановлению Политбюро.

После 22 июня 1941 года произошли тотальные превентивные депортации советских немцев, финнов, греков и некоторых других народов. Начиная с 1943 года и позже тотальные депортации были применены к калмыкам, чеченцам, ингушам, карачаевцам и балкарцам, крымским татарам, туркам-месхетинцам, а также некоторым другим народам Северного Кавказа и Крыма, обвиненных в сотрудничестве с оккупантами. С Берией как руководителем НКВД связывают организацию этих депортаций.

В сборниках "Польское подполье на территории Западной Украины и Западной Белоруссии 1939-1941 гг" (т. 1,2. Варшава-Москва, 2001) и "Депортации польских граждан из Западной Украины и Западной Белоруссии в 1940 году", (Варшава-Москва, 2003) утверждается, что депортации на Западной Украине и в Западной Белоруссии были направлены преимущественно против враждебной к советской власти и националистически настроенной части польского населения.