Между Москвой и Сухумом назревает скандал, связанный с нарушением в Абхазии прав российских граждан, у которых незаконно отбирают квартиры
citiesoftheworld.ru
 
 
 
Таких историй уже десятки рассказывает абхазский адвокат Тамаз Кецба. "Только я веду около 30 подобных дел, - говорит он. - Мне в российском посольстве называли цифру 4 тысячи - столько лежит у них заявлений по поводу незаконного отъема недвижимости"
citiesoftheworld.ru
 
 
 
В Абхазии строительный бум, цены на недвижимость после признания Россией независимости республики растут прямо на глазах
citiesoftheworld.ru

Между Москвой и Сухуми назревает скандал, связанный с нарушением в Абхазии прав российских граждан, у которых незаконно отбирают квартиры. В МИД России поступает множество обращений россиян в Абхазии, которые заявляют о случаях отчуждения у них собственности. Российские дипломаты относятся к этим жалобам "со всей серьезностью" и направляют в МИД Абхазии соответствующие запросы, сообщил РИА "Новости" замдиректора департамента информации и печати МИД РФ Игорь Лякин-Фролов.

Газета "Московский комсомолец" сегодня заявила, что Министерство иностранных дел РФ уже направило в адрес абхазского руководства ноту, в которой выразило "серьезную озабоченность многочисленными случаями отчуждения у российских граждан их собственности в Абхазии".

В МИД опровергли эту информацию, заявив, что направляют лишь запросы. "Мы не склонны драматизировать ситуацию, но это вопрос, который надо решать совместно", - указал Лякин-Фролов.

Между тем историй о том, как у россиян в Абхазии незаконно отбирают жилье, десятки, если не сотни, рассказывает абхазский адвокат Тамаз Кецба. "Только я веду около 30 подобных дел, - говорит он. - Мне в российском посольстве называли цифру 4 тысячи - столько лежит у них заявлений по поводу незаконного отъема недвижимости".

В Абхазии строительный бум, цены на недвижимость после признания Россией независимости республики растут прямо на глазах, рассказывает газета. Несмотря на множество объявлений о продаже домов и квартир в Абхазии, покупать недвижимость в республике имеет право только гражданин Абхазии, а граждане России, чтобы приобрести себе дом, вынуждены участвовать в разного рода сомнительных схемах.

"Русские оказались здесь самыми уязвимыми, - отмечает Тамаз Кецба. - Абхазца трудно обидеть, лишить жилья, потому что за каждым стоит его многочисленная родня. А у русских нет никакой защиты".

После войны в Абхазии осталось много брошенных квартир. Большая их часть принадлежала этническим грузинам, покинувшим республику вместе с отступавшей грузинской армией. Вопрос о собственности грузинских беженцев - это вопрос деликатный и политический, но с грузинской собственностью поступили по законам военного времени: она считалась трофейной, а поскольку многие абхазы в результате войны лишились жилья, то они занимали пустующие квартиры и дома, и им оформляли их в собственность. Эта практика была неофициально узаконена.

Однако при первом президенте Ардзинбе действовал негласный запрет на оформление в собственность квартир и домов, принадлежащих русскому населению. Разумеется, в письменном виде подобное распоряжение существовать не могло, но устные указания на этот счет были даны совершенно четко, сообщает "Московский комсомолец".

Но в последнее время этот негласный запрет был снят. Одновременно был принят ряд документов, которые, по замыслу их авторов, должны были решить вопрос с брошенной грузинской недвижимостью.

В распоряжении МК оказалось секретное "Инструктивное письмо о порядке применения Указа Президента Республики Абхазия "Об инвентаризации жилищного фонда Республики Абхазия" УП-52 от 23 марта 2005 года". Документ датирован 6 февраля 2006 года, согласно ему пустующие дома признаются бесхозными и подлежат перераспределению.

Чтобы потерять квартиру, достаточно уехать на неделю

Иногда гражданину достаточно отсутствовать дома неделю, чтобы его недвижимость признали бесхозной. "Чаще всего квартиру отбирают по отработанной схеме, - рассказывает адвокат Кецба. - Владелец временно выезжает за пределы Абхазии. Сотрудники домоуправления, которые "в связке", составляют акт о непроживании, в нем пишут, что человека нет 15 лет. Жилуправление подает в суд иск о признании квартиры бесхозной, затем ее "распределяют" подставному лицу и сразу же несколько раз перепродают. Последний в цепочке оказывается "добросовестным приобретателем".

Один из наиболее вопиющих случаев в практике адвоката - история Галины Дюкаревой, которая зарабатывает челночным бизнесом. В 2000 году она выехала на несколько дней в Краснодар за товаром. Когда вернулась, квартира была уже занята. 6 лет ушло на судебные тяжбы. В 2006 году дело удалось выиграть в Верховном суде Абхазии, но добиться исполнения судебного решения с тех пор не удалось.

Уроженка Тбилиси Елена Ивановна Карионова утверждает, что ее дом после войны заняла участница боевых действий, у которой не было никаких документов на квартиру, зато был адвокат. Впоследствии ордер на квартиру выдали брату захватчицы. В 2005 году суд решил было дело в пользу законных владельцев, но квартиру им так и не вернули.

Еще одна захваченная квартира принадлежит подполковнику и орденоносцу Кулаеву, живущему в Москве ветерану Великой Отечественной войны. Захватчики заявили, что он умер. Московский нотариус засвидетельствовал, что ветеран жив, и городской суд решил дело в пользу Кулаева, но затем Верховный суд Абхазии отменил это решение.

"Я не верю, что президент Абхазии Сергей Багапш не в курсе происходящего, - отмечает журналист "МК". - Хотя бы потому, что об этой проблеме с ним говорил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время их последней встречи. Я точно знаю, что и до этого Багапшу передавали документы пострадавших".

В Абхазии признали, что споры о собственности - "самая большая головная боль властей республики", а суды буквально завалены такого рода делами. Однако эти дела касаются не только граждан РФ, но и многих других жителей республики, независимо от национальной принадлежности, заверил глава консульской службы МИД Абхазии Мартин Таркил. "Может у кого-то есть цель политизировать этот вопрос, и представить так, будто больше всего при этом страдают именно русские, но это не так", - заявил дипломат "Интерфаксу".