Совет ООН по правам человека решил провести в среду первую специальную сессию, которая будет посвящена ухудшению ситуации в секторе Газа. Едва появившись на свет, учреждение ООН решилось совершить опасный прыжок со связанными ногами в ближневосточную трясину? Таким вопросом во вторник задается Le Temps (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Вовсе нет, считает Джон Дьюгард, специальный докладчик по положению с правами человека на оккупированных палестинских территориях. "Это очень важный шаг в правильном направлении, – считает он. – Совет должен заниматься подобными вопросами. В этом и состоит его предназначение. Речь идет о серьезном кризисе, угрожающем миру".
Докладчик, только что побывавший с кратким визитом на палестинских территориях, видит и другую причину, по которой Объединенные Нации обязаны заняться этим вопросом: "В глазах палестинцев репутация ООН подорвана. Они считают, что ООН участвует в санкциях, которые бьют не только по Палестинской администрации, но и по простым людям. Они обвиняют ее в том, что она устроила им коллективное наказание".
В качестве участницы "квартета" (США, Европейский союз, Россия и Объединенные Нации) ООН действительно причастна к международному бойкоту, введенному после прихода к власти "Хамаса" в январе этого года. В эпоху апартеида международное сообщество отказалось использовать оружие санкций против Претории на том основании, что это нанесло бы ущерб чернокожим южноафриканцам. Между тем палестинское население подвергается "одному из самых суровых в современную эпоху" режимов санкций. В частности, из-за блокирования банковских счетов не только Палестинская администрация, но также служащие и гуманитарные организации перестали получать деньги. Что привело к "тяжелым последствиям, например, в плане поставок медикаментов".
Но это далеко не все, отмечает докладчик: оставаясь членом "квартета", ООН (как и Европейский союз) лишает себя любой возможности выступать посредником между Израилем и палестинцами. Чтобы добиться прогресса в истории с израильским солдатом, похищенным в Газе, пришлось обращаться к египтянам, отмечает он. "ООН могла бы сыграть определенную роль в вероятном освобождении пленных. Но "квартет" в любом случае эту роль играть не сможет".
Конечно, это будет специальная сессия, но зачем она нужна? "Это действительно проблема, – отвечает Джон Дьюгард. – "Совет может очень откровенно высказать свое мнение, но у него нет возможности принимать важные решения". Сессия может постановить создать комиссию по расследованию ситуации и даже направить в регион верховного комиссара по правам человека. "Это тоже может послужить сдерживающим фактором для обеих сторон конфликта", – поясняет докладчик, мандат которого только что был продлен Советом еще на один год.
Израиль не признает мандата Джона Дьюгарда, который, таким образом, не имеет возможности встречаться с израильскими представителями. Он высказывается за применение "творческой дипломатии", базирующейся, например, на "документе заключенных" – тексте, в котором "Хамас" фактически признал существование государства Израиль. Он рассматривает данный документ как соглашение, "которое могло бы послужить основой для будущих переговоров с Израилем".
Комментируя нынешнюю ситуацию, специальный докладчик, по его словам, понимает озабоченность израильтян судьбой похищенного солдата, однако усматривает "диспропорцию" в ответной операции израильской армии в Газе.