Между Россией и Западом разразился самый серьезный за последнее время дипломатический конфликт: из-за вето Москвы и Пекина в ООН вчера не прошла резолюция Запада против сирийского режима, жестоко подавляющего выступления оппозиции
ООН
 
 
 
Но Москве этого оказалось мало: в итоге она пошла наперекор Западу, а вслед за ней и Китай совершил в Совбезе редкий для него шаг - также воспользовался правом вето
ООН
 
 
 
В итоге постпред США Сьюзан Райс пообещала уже в ближайшее время вновь вынести сирийский вопрос на обсуждение
ООН

Между Россией и Западом разразился самый серьезный за последнее время дипломатический конфликт: из-за вето Москвы и Пекина в ООН в среду не прошла резолюция Запада против сирийского режима, жестоко подавляющего выступления оппозиции. СМИ уже предвидят новое обострение отношений, особенно с учетом возвращения в Кремль "жесткого автократа" Владимира Путина, и рассуждают о "смещении центра тяжести мировой дипломатии" и ослаблении ООН.

США до последнего момента надеялись уговорить Россию хотя бы воздержаться и ради этого смягчили ряд формулировок документа, упомянув о санкциях лишь расплывчато. Но Москве этого оказалось мало: в итоге она пошла наперекор Западу, а вслед за ней и Китай совершил в Совбезе редкий для него шаг - также воспользовался правом вето.

Дебаты, последовавшие за голосованием, получились чрезвычайно жесткими. В итоге постпред США Сьюзан Райс пообещала уже в ближайшее время вновь вынести сирийский вопрос на обсуждение, а представитель Франции Жерар Аро предупредил: "Вето не остановит нас". Он не уточнил, что имеет в виду, но за него "договорили" эксперты.

Один путь - продолжить дожимать Москву и Пекин в Совбезе. Но нет никакой гарантии, что они сменят позицию. Смягчать же формулировки резолюции еще больше Запад отказывается, поскольку в этом случае документ окончательно станет беззубым и потеряет смысл, пишет "Коммерсант".

Другой сценарий - действовать в обход СБ ООН, как это делала администрация Джорджа Буша - младшего в 2003 году, начиная военную операцию в Ираке. Эксперты не исключают и того, что США и их европейские союзники по НАТО выдвинут президенту Сирии Башару Асаду ультиматум. Например, пригрозят "точечными бомбардировками", если режим вновь направит танковые колонны на штурм восставших городов.

Нетрудно догадаться, что любой из этих вариантов приведет к обострению отношений между Россией и Западом, замечает газета и напоминает, что в предыдущий раз Москва, тоже вместе с Пекином, применяла вето в Совбезе в июле 2008 года, когда обсуждались санкции против режима Роберта Мугабе в Зимбабве. Через месяц последовали августовская война с Грузией и острейший кризис в отношениях РФ с США и Европой.

О последствиях редкостного двойного вето активно рассуждают ведущие западные газеты, чьи статьи изучила InoPressa. Местные аналитики не сомневаются - Россия путем давления добилась от своего большого азиатского соседа столь мощной поддержки в виде второго вето при голосовании. The New York Times пишет, будто китайские дипломаты в ООН сами сказали об этом другим дипломатам.

Москва и Пекин опасаются утратить влияние в арабском мире в ситуации, когда "авторитарные правительства, построенные по ныне обветшавшей советской модели, одно за другим терпят крах", пишет автор. Кроме того, они защищают свои военные и коммерческие цели. В случае России это база ВМФ в Тартусе и ежегодные сделки на миллиарды долларов.

"Машинерия российской внешней политики - это во многом "черный ящик", но теперь нужно принимать в расчет и фон - а именно, длинную тень Путина, который в будущем году вернется на президентский пост", - запугивает американское издание.

Путин дает понять своим коллегам, что он вновь стал полным хозяином российской внешней политики, подхватывает тему Le Nouvel Observateur. Французский обозреватель полагает, что в момент кризиса и сокращения социальных расходов Кремль боится народного бунта, и это вето - способ дать понять своему населению и всему миру, что он будет регулировать внутренние проблемы по-своему.

Россия и Китай, которые далеки от настоящей демократии, с тревогой относятся к "арабской весне" в целом, так как она может послужить примером для их собственных народов, - поддержал такую позицию в интервью Le Monde заместитель директора парижского Института международных и стратегических отношений Дидье Бийон.

Он подытожил, что голосование продемонстрировало "относительную неспособность ООН оказать давление на некоторые государства". Двойное вето, по его словам, ослабляет ООН и укрепляет позиции сирийского режима. А комментатор Der Standard добавляет, что это ведет к радикализации конфликта в Сирии.

Немецкая журналистка называет вето Москвы и Пекина "пощечиной для сирийской оппозиции - не только для тех ее представителей, которые выполнили "домашнее задание" международного сообщества, сформировав Национальный совет, но и для простых жителей страны, которые, выйдя на улицы, надеялись быть услышанными".

"Мирные демонстранты, отчаявшись быть услышанными международным сообществом, потеряют веру в прежние средства и начнут все больше хвататься за оружие", - считает она. Надеясь защитить сирийцев, Россия и Китай подталкивают страну к хаосу, делает вывод автор статьи и сетует, что Совбез ООН не смог договориться "даже после волны жестоких репрессий с тысячами убитых, раненых и без вести пропавших, измученных пытками и арестованных сирийцев".

В то же время она не отрицает в произошедшем и вины Запада, который получил от Москвы и Пекина одобрение на санкции против Ливии, а потом "одурачил" их, фактически сменив режим в этой стране с помощью военной операции НАТО. Повторения ситуации ни русские, ни китайцы не хотят, заключает немецкий комментатор.