Саммит в Брюсселе западные СМИ расценили как "тошнотворное зрелище заискивания перед Эрдоганом"
Reuters
 
 
 
Председатель Европейского совета Дональд Туск, который поспешил объявить о договоренности по сокращению потока мигрантов и согласовании основных принципов борьбы с миграционным кризисом, оказался в неудобном положении
Reuters
 
 
 
Многие главы государств и правительств не согласились с попытками канцлера ФРГ Ангелы Меркель "навязать свое собственное соглашение с Анкарой"
Global Look Press

Слова председателя Европейского совета Дональда Туска о том, что 28 стран - участниц Евросоюза и Турция на прошедшем в Брюсселе в ночь на вторник экстренном саммите "согласовали основные принципы борьбы с миграционным кризисом" и "достигли договоренности сократить потоки мигрантов", некоторые СМИ ошибочно приняли за констатацию успеха переговоров. Однако успех не кажется очевидным ни ряду европейских политиков, ни европейским СМИ, которые единодушно оценивают условия, выдвинутые Анкарой, как шантаж.

Как объясняет интернет-издание EurActiv, специализирующееся на проблемах Евросоюза, саммит был провальным и Дональд Туск, который поспешил объявить о договоренности по сокращению потока мигрантов и согласовании основных принципов борьбы с миграционным кризисом, оказался в неудобном положении.

Глава Евросовета сказал: "Мы договорились работать на основании следующих принципов: возвращение всех новых нелегальных мигрантов, прибывающих через Турцию в Грецию, ускорение плана визовой либерализации, ускорение выделения 3 млрд евро и дополнительного финансирования для помощи сирийским беженцам, подготовка к открытию новых глав в переговорном процессе по вступлению Турции в ЕС, возможность учреждения в Сирии более безопасных зон, а также переселение сирийских беженцев по принципу "один за одного".

Однако на самом деле многие главы государств и правительств не согласились с попытками канцлера ФРГ Ангелы Меркель навязать свое собственное соглашение с Анкарой, говорится в статье. Издание ссылается на дипломата из Вышеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия), который говорил о "глубоком разочаровании", постигшем многих европейских лидеров после того, как Меркель и премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, который является председателем совета ЕС, заменили проект соглашения, подготовленный 28 представителями стран ЕС, соглашением, заключенным 6 марта с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу.

В действительности, продолжает EurActiv, представители ЕС подготовили декларацию, которую предполагалось принять на саммите 7 марта. Однако Германия, Нидерланды и Турция подготовили "совершенно другой текст", по которому Турция сможет пропускать всех мигрантов, проникающих с ее территории на греческие острова.

Согласно формуле "один на одного", в обмен на каждого сирийца, пропущенного Турцией на греческие острова, его соотечественник будет переселен из Турции в другую страну, входящую в ЕС. Взамен ЕС обязуется покрыть расходы на процесс реадмиссии (повторное принятие государством своих граждан, подлежащих депортации из другого государства) и заплатить дополнительно 3 млрд евро за беженцев в Турцию, проживающих за пределами лагерей, ускорить снятие визовых требований для турков и расселить сирийцев из Турции в страны ЕС по формуле "один за одного".

Сама Ангела Меркель, комментируя сделку с Турцией, заявила, что "предложение, выдвинутое турецкой стороной, приведет к прорыву, если его реализовать": "Краеугольные камни всей этой структуры, всего этого здания, обосновывающего данное предложение, - это то, что мы поддерживаем, и мы хотим договориться о чем-нибудь как можно скорее". Как выясняется, ключевыми тут являются не строительные метафоры, а слова "если его реализовать". Туск подчеркнул, что по всем этим принципам будет продолжена работа в ближайшие дни и до начала следующего планового саммита ЕС, который намечен на 17-18 марта в Брюсселе.

Газета Financial Times в статье, которую цитирует InoPressa, пишет, что "остальных лидеров ЕС огорошил смелый турецко-немецкий текст, неожиданно представленный вскоре после начала их саммита в понедельник, однако через 12 часов сложных обсуждений они представили схему сделки, которую надеются окончательно согласовать на следующей неделе".

По оценке издания, "политика массовых возвращений - самая смелая на данный момент авантюра немецкого канцлера Ангелы Меркель, предпринятая ею для сокращения притока мигрантов через Эгейское море, составляющего 2 тыс. человек в день, и укрепления ее положения на родине".

Немецкий политик: шантаж со стороны Турции выявил разногласия в Евросоюзе

Наличие серьезных разногласий внутри ЕС констатировал сопредседатель немецкой Левой партии (ЛП) Бернд Риксингер в опубликованном сегодня интервью немецкому информагентству DPA. Он заявил, что Евросоюз позволил Анкаре шантажировать себя в вопросе решения проблемы беженцев.

"Турция на саммите открыто демонстрировала свое властное положение. В силу разногласий ЕС можно шантажировать в вопросе беженцев", - приводит слова политика ТАСС. Риксингер отметил, что ЕС игнорировал происходящее в Турции насилие против демонстрантов и журналистов, имея в виду ужесточение контроля над оппозиционными телеканалами, сопровождавшееся захватом офисов и стычками демонстрантов с полицией.

По его словам, требования президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана новых миллиардов сделали очевидными разногласия внутри ЕС. "Этот Евросоюз - не солидарное сообщество", - заявил глава Левой партии.

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу вновь приедет в Брюссель 17 и 18 марта на следующий саммит в Брюсселе. Открытым остается вопрос, согласится ли Европа на условия, которые все европейские СМИ единодушно называют "шантажом".

СМИ о том, как Евросоюз опустился до "тошнотворного заискивания перед Эрдоганом"

"Самая смелая авантюра Меркель", "тошнотворное зрелище заискивания перед Эрдоганом", "Европа бессильна перед турецким шантажом" - так европейские СМИ в обзоре, подготовленном сайтом InoPressa, комментируют сделку по прекращению "балканского миграционного потока". "Может ли Турция, сползающая к деспотизму и цензуре, все же вступить в ЕС? Ответ должен быть: "Нет" - утверждает The Guardian. "Зрелище того, как европейские лидеры заискивают перед президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в надежде на то, что он перекроет поток беженцев в Грецию, было тошнотворным", - говорится в статье в британской газете.

Ключевой вопрос звучит не так, как его формулируют расисты из Восточной Европы: "Смогут ли 75 млн мусульман вступить в ЕС?" Он таков: может ли государство, столь фундаментально нарушающее копенгагенские критерии членства в ЕС, находиться на каком-то этапе процесса вступления туда? "Ответ, очевидно, должен быть отрицательным - и, как только его сообщат Эрдогану, у ЕС появятся обязательства предложить программу поддержки светским демократическим силам, которые должны прийти к власти, чтобы переговоры о вступлении возобновились", - пишет газета.

О шантаже со стороны Эрдогана пишет французская газета Le Figaro в статье, перевод которой публикует сегодня сайт InoPressa. Европа, неспособная самостоятельно урегулировать миграционный кризис, дорого заплатит за это Анкаре.

"Перед лицом сегодняшнего миграционного кризиса Европа решила вручить свою судьбу в руки исламо-консервативного режима Реджепа Эрдогана и умолять Анкару об уступках. Это стало неожиданной удачей для Турции, которая ранее оказалась в дипломатической изоляции на международной арене из-за того, что играла с огнем в сирийском конфликте. Турция, не являясь членом ЕС, устанавливает высокую цену за свои услуги", - пишет газета.

Европа, по словам обозревателя газеты, "загнала себя в такой тупик, что сегодня она подчиняется шантажу Эрдогана", вследствие иммиграционной политики, проводимой Германией: "Германия играла с огнем, объявив, что примет 800 тыс. мигрантов в 2015 году и 3,6 млн мигрантов до 2020 года, не подумав, что такую щедрую политику следовало сначала согласовать со всеми европейскими странами в соответствии с Шенгенским соглашением.

Берлин, привыкший задавать тон в ЕС, думал, что сможет навязать другим европейским странам политику квот, позволяющую распределить по всему континенту растущий поток мигрантов, пересекающих Средиземное море. Берлин не увидел или не захотел увидеть, что ни одна из структур ЕС не имела полномочий и практической возможности организовать такую политику приема. Захотев принять на себя часть страданий мира, но не рассчитав свои возможности, канцлер Меркель сама вырыла могилу Шенгенской зоне, являющейся наряду с евро наиболее ощутимой иллюстрацией европейского единства.

Меркель, которая не могла допустить, чтобы мигранты кочевали между европейскими странами, наконец в ноябре 2015 года решила восстановить действие Дублинских соглашений, в соответствии с которыми беженцы должны регистрироваться в той европейской стране, где они пересекли границу. Это стало первым отклонением от гостеприимной политики "мамы Меркель", в результате чего Греция постепенно превращалась в огромный зал ожидания для мигрантов. Вследствие этой неразумной политики Европа оказалась заложницей капризов Эрдогана, который понял, что мигранты могут стать геополитическим орудием усмирения европейских стран, пишет газета.

При этом, продолжает издание, нет гарантий, что Турция, которая все больше напоминает "исламистскую демократуру", где свобода слова ущемляется, а исламский консерватизм ужесточается с каждым днем, будет выполнять соглашения. По мнению газеты, вовсе не очевидно, что Турция заинтересована в решении миграционного кризиса в Европе: "Реджеп Эрдоган, похоже, по достоинству оценил новое геополитическое оружие, предоставленное ему европейской и особенно немецкой миграционной политикой. Главные ее жертвы - мигранты".