Четверо арабских пленников, включая высокопоставленного члена "Аль-Каиды", сумели проскользнуть через тройное кольцо безопасности вокруг американской тюрьмы в Афганистане и сбежать
AP Photo/ Newsweek
 
 
 
На авиабазе в Баграме находится одна из самых укрепленных тюрем мира
AP Photo
 
 
 
На объекте, расположенном под сенью Гиндукуша примерно в 30 милях к северу от Кабула, в центре тройного кольца безопасности, окруженного американскими и афганскими военными, содержатся сотни предполагаемых боевиков
НТВ

Четверо арабских пленников, включая высокопоставленного члена "Аль-Каиды", сумели проскользнуть через тройное кольцо безопасности вокруг американской тюрьмы в Афганистане и сбежать, пишет Newsweek.

На авиабазе в Баграме находится одна из самых укрепленных тюрем мира. На объекте, расположенном под сенью Гиндукуша примерно в 30 милях к северу от Кабула, в центре тройного кольца безопасности, окруженного американскими и афганскими военными, содержатся сотни предполагаемых боевиков. Чтобы попасть на базу или выйти с нее, надо перейти через лабиринт заграждений из бетона и рвов, обнесенных колючей проволокой, над которым возвышаются двухэтажные наблюдательные вышки. Узников, одетых в оранжевые спортивные костюмы, держат в проволочных клетках на старом складе, что вызывает ассоциации с фильмом "Молчание ягнят". Склад, в свою очередь, окружен колючей проволокой, а еще есть ограждение и часовые вокруг самой базы.

Однако в ночь на 11 июля 2005 года, утверждают американские источники, четверым мужчинам в ярких костюмах каким-то образом удалось преодолеть все три кордона и минное поле советских времен, начинающееся сразу за базой и умышленно не ликвидированное. Затем беглецы растворились в темноте, ускользнув даже от местных жителей-таджиков, которые не любят иностранных боевиков. Почти все считают это достижение удивительным.

"Если все произошло так, как описывают, то "великий побег" времен Второй мировой войны (Тhe Great Escape, по названию фильма 1963 года о побеге группы американских, канадских и британских военнопленных из нацистского концлагеря. – прим. ред.) выглядит как упражнение в школе выживания", – заявил на условиях анонимности один из американских военных аналитиков.

В объявлениях о розыске, расклеенных тогда в Баграме, беглецов туманно назвали иностранцами, приехавшими, чтобы присоединиться к "Аль-Каиде" в Афганистане: кувейтцем, сирийцем, ливийцем и саудовцем. Но на прошлой неделе Пентагон был вынужден признать, что один из беглецов был не тем, кем его называли. Первоначально названный неким Махмудом Ахмадом Мухаммедом из Кувейта, он на самом деле был Омаром аль-Фаруком, известным лидером "Аль-Каиды" в Юго-Восточной Азии, выданным американцам властями Индонезии в 2002 году. Об этом стало известно, когда адвокат американского солдата, которого судят в Техасе за жестокое обращение с заключенными в Баграме, вызвал Фарука в качестве свидетеля. В ответ американская армия сообщила, что в Баграме его уже нет.

Так что же произошло в Баграме в июле? Никто не знает, по крайней мере, те, кто знает, молчат. Но в момент, когда американская политика обращения с заключенными в ходе глобальной войны против терроризма попала под огонь критики, исчезновение Фарука ставит вопрос о том, может ли и дальше существовать столь непрозрачная и никому не подотчетная система. Баграм – открытая книга по сравнению с секретными объектами в других регионах мира, находящимися под контролем ЦРУ, хотя оно этого не признает. На этих объектах держат от двух десятков до 100 узников, не имеющих надежды на освобождение, явствует из официальных американских отчетов и докладов Human Rights Watch. Даже в ЦРУ "начальство говорит, что проблему с ними надо как-то решать", заявил на условиях анонимности сотрудник ЦРУ. (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)

Пресс-секретарь Пентагона Брайан Уитмен сообщил Newsweek, что не уполномочен подробно рассказывать о побеге. "Понятно, что это не был звездный час американской армии", – сказал Уитмен. Однако он добавил: "Это полевой объект. Заключенные не впервые бегут с военных объектов в Афганистане, равно как и в Ираке". Но, похоже, мало кто из афганцев верит, что побег с Баграма возможен, и события 11 июля обрастают слухами. Беглый командир "Талибана" в интервью с корреспондентом Newsweek на прошлой неделе заявил, что на самом деле эту четверку тайно обменяли на взятых в плен американских спецназовцев. Уитмен назвал эти утверждения "полным абсурдом и неправдой".

Американцы считают, что Фаруку и его товарищам кто-то помогал, возможно, местные жители, работающие на базе. Два источника в антитеррористических структурах США попытались преуменьшить значимость Фарука. Один из них заявил, что Фарука держали в другой американской секретной тюрьме за границей, но перевели в Баграм, где находятся рядовые боевики армии джихада.

Но это противоречит более ранним заявлениям чиновников администрации Буша, которые до бегства Фарука говорили о его высоком статусе в "Аль-Каиде". "Он был первым человеком "Аль-Каиды" в Юго-Восточной Азии, – говорит Захари Абуза, эксперт по азиатским группировкам джихадистов в колледже Симмонса в Бостоне. – Он был одним из первых в программе выдач", в рамках которой ЦРУ передавало подозреваемых в терроризме за границу.

Индонезийцы тоже считают Фарука крупной – и очень опасной – рыбой. Уроженец Кувейта, Фарук через брак породнился с создателем региональной террористической группировки "Джемаа исламийя", с которой, помимо других терактов, связывают взрывы смертников на Бали в 2002 году и в октябре нынешнего года. В июне 2002 года индонезийская разведка арестовала Фарука и выдала его американцам. Потом она об этом пожалела. Поскольку администрация Буша считает, что в нынешней войне нет нужды соблюдать традиционные правила, Джакарте и другим правительствам отказывают в доступе к таким заключенным, как Фарук. Джакарта неоднократно просила предоставить возможность допросить Фарука как свидетеля по делу духовного лидера организации "Джемаа исламийя" Абу Бакара Башира, но так и не получила такой возможности. Отчасти поэтому индонезийской прокуратуре не удалось доказать, что Башир был главой организации, и в 2004 году его приговорили всего к 30 месяцам тюрьмы.

Пока мы мало, что знаем о побеге из Баграма. Но эта история льет воду на мельницу тех, кто говорит, что секретность только вредит войне против терроризма. По мнению экспертов, через несколько месяцев заключенные теряют всякую ценность для разведки и могут быть полезными только в качестве свидетелей. "Нужно какое-то решение", – говорит сотрудник ЦРУ. Омар аль-Фарук нашел решение хотя бы в своем случае.