Германия со скорбью вспоминает "Хрустальную ночь". 70 лет назад начался Холокост
Reuters
 
 
 
Несмотря на то, что жертвами Холокоста считаются шесть миллионов человек, полного поименного списка жертв не существует, поскольку к концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти
Euronews
 
 
 
Еврейские семьи и общины уничтожались целиком, не оставалось никого, кто мог бы сообщить имена замученных и убитых людей
Euronews

Германия со скорбью вспоминает страшную ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, во время которой был убит 91, а с 7 по 13 ноября - около 400 человек, сотни ранены и покалечены. Она вошла в историю под названием "Хрустальной" или "Ночи разбитых витрин", сообщает РИА "Новости".

"Хрустальная ночь" 1938 года 70 лет назад стала началом Холокоста - массового уничтожения евреев в Австрии и Германии, а затем и по всей Европе, попытки нацистов истребить целую нацию, приведшей к уничтожению 60% евреев, живших в европейских странах.

На следующий день, 10 ноября, начались высылки евреев в концентрационные лагеря и погромы в синагогах. В Австрии и Германии почти все синагоги - примерно 1,4 тысячи - были разрушены.

Жертвами Холокоста считаются шесть миллионов евреев Европы.

В синагоге Берлина в воскресенье пройдет официальное памятное мероприятие федерального правительства и Центрального совета по делам евреев Германии. С главными докладами выступят канцлер Германии Ангела Меркель и президент Совета Шарлотта Кноблох.

Кроме этого предусмотрено открытие выставки "Пожар!" в Иудейском центре, мероприятие еврейской общины Берлина и другие памятные мероприятия.

Кноблох, бывшая в 1938 году шестилетним ребенком, со всей отчетливостью помнит события ужасной ночи. Отец Шарлотты, адвокат и сенатор Баварии Фриц Нойланд трудился на принудительных работах и смог пережить геноцид, бабушка погибла в концлагере, а саму Кноблох спасла бывшая домработница семьи, которая не была еврейкой и увезла девочку из Мюнхена, выдав за свою внебрачную дочь.

После Второй мировой войны будущая глава Совета по делам евреев Германии вернулась в Мюнхен и вышла замуж за Самуэля Кноблоха, пережившего гетто в Кракове. В интервью Sueddeutsche Zeitung она рассказала о своих воспоминаниях о той страшной "Ночи разбитых витрин", о том, как они вместе с отцом бежали из собственного дома, спасаясь от преследования гестапо.

"К нам домой пришли люди из гестапо, но ушли ни с чем. Отец, не представившись, позвонил из телефона-автомата на домашний номер и ему ответили, что господина Нойланда нет дома, но его скоро ожидают. Так мы узнали о грозящей нам большой опасности", - рассказала Кноблох. По пути бегства шестилетний ребенок видел и запомнил на всю жизнь все - синагогу в огне, горящие магазины, зверское обращение нацистов с людьми. "Мы передвигались переулками и избегали главных улиц, которые находились под контролем. Время от времени мы садились на скамейки", - вспоминает Кноблох.

По ее словам, они с мужем многие годы не обсуждали с детьми страшные события. "В первые три десятилетия после 1945 года мы, евреи, вновь образовали вокруг себя гетто и жили среди своих. Двое наших детей, например, не приводили домой друзей, которые не были евреями. Только с нашим младшим ребенком, который на 10 лет младше, было все по-другому", - сказала она.

Страшный погром "Хрустальной ночи" не был началом гонений евреев - и до этого с 1933 года их притесняли и ограничивали в правах, но с этой даты, ставшей для всего мира трагической, началось систематическое их преследование, вылившееся в Холокост.

Несмотря на то, что жертвами Холокоста считаются шесть миллионов человек, полного поименного списка жертв не существует, поскольку к концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти. Кроме того, часто еврейские семьи и общины уничтожались целиком, не оставалось никого, кто мог бы сообщить имена замученных и убитых людей.

Поводом к началу еврейских погромов 1938 года послужило убийство в Париже 17-летним польским евреем Гершелем Грюншпаном 7 ноября 1938 советника германского посольства Эрнста фон Рата. В ответ на этот акт при поддержке и указанию нацистских властей в десятках городов Германии и Австрии был организован еврейский погром.

Утром, 8 ноября, в партийной газете НСДАП Voelkischen Beobachter на первой полосе появилась статья, которая гласила: "Выстрел в немецком посольстве в Париже является не только началом новой позиции в еврейском вопросе, но и сигналом для тех иностранцев, которые до сих пор не поняли, что между взаимопониманием народов в конечном счете стоит только международное еврейство".

В этот же вечер в местечке Бад Герсфельд подожгли синагогу. В округах Фульда, Мельзунген, а также в городах Баумбах, Эшвеге, Фритцлар, Ротенбург, Витценхаузен почти все магазины и жилье, принадлежавшие евреям, были разгромлены. Вечером и ночью были совершены жестокие преступления над множеством евреев. В Фельсберге был убита первая жертва.

Во второй половине дня 9 ноября в 15 часов в Дессау подожгли дом, принадлежавший еврейской общине, и синагогу. С 19 часов бесчинства начались в Кемнице, при этом жилье тех людей, которые евреями не являлись, не трогали.

С 10 ноября ужасающие погромы продолжились. В последующие дни порядка 30 тысяч, в основном, мужского трудоспособного населения было отправлено в три лагеря смерти на территории Германии - Бухенвальд, Дахау и Заксенхаузен.