Россия проводит "техническую работа по подготовке переговоров" с Исландией о выделении кредита в размере 4 млрд евро
НТВ
 
 
 
Переговоры по этому вопросу пройдут в ближайший вторник. Положительный исход их практически предрешен – вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин накануне заявил, что правительство позитивно относится к этой заявке
НТВ
 
 
 
По их мнению, это может быть спасением денег неких российских вкладчиков, зависших на счетах исландских банков
scandinav-travel.ru

Россия проводит "техническую работу по подготовке переговоров" с Исландией о выделении кредита в размере 4 млрд евро, сообщил высокопоставленный чиновник в Минфине РФ. Эксперты отмечают нецелесообразность этих действий, поскольку исландскую экономику не спасут и 100 млрд.

Переговоры по этому вопросу пройдут в ближайший вторник. Положительный исход их практически предрешен – вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин накануне заявил, что правительство позитивно относится к этой заявке. В то же время независимые эксперты отмечают, что экономической целесообразности в выделении крупной суммы крохотному государству, расположенному на северных задворках Европы, нет. Зато налицо политические выгоды, которые надеется получить Москва.

"Независимая газета" не исключает, что на решение выдать Исландии такую сумму денег могли повлиять коррупционные мотивы: кредит позволит вытащить заинтересованным лицам из исландского офшора зависшие там средства.

В переговорах по выделению кредита Исландии с российской стороны не обязательно будет участвовать лично Алексей Кудрин. "Принять решение по данному вопросу полномочен и кто-то из заместителей министра финансов", – подчеркнул источник издания. Установка на положительное рассмотрение просьбы Рейкьявика практически дана. "Исландия известна строгой бюджетной дисциплиной, и мы позитивно относимся к такой заявке", – заявил Кудрин.

Как сообщил ранее глава Центробанка Исландии Дэвид Оддссон, страна "не смогла получить поддержки у очень хороших друзей в Западном полушарии". Для поддержания ликвидности банковской системы этого государства не хватает 100 млрд евро. Несмотря на госгарантию частных сбережений и ипотечных кредитов, объявленную правительством, тревога среди населения нарастает. В минувший понедельник у стен исландского парламента состоялся массовый по масштабам страны митинг обеспокоенных граждан.

Однако экспертов больше волнуют мотивы, которыми руководствовалась российская сторона. По их мнению, это может быть спасением денег неких российских вкладчиков, зависших на счетах исландских банков. Если это так, то россияне не оригинальны. Множество юридических и физических лиц из европейских государств, соблазнившись высокими процентами и репутацией Исландии как одного из традиционных международных офшоров, активно используемых для отмывания денег, размещали там капиталы.

Чтобы защитить своих вкладчиков, правительства Великобритании и Нидерландов, например, приняли решение об аресте активов филиалов исландских банков, расположенных на их территориях. Причем англичане впервые применили закон о противодействии терроризму, принятый после терактов в США 11 сентября 2001 года, заморозив активы банка Icesave, принадлежащего исландскому Landsbanki. 300 тысячам частных вкладчиков банка, владеющих депозитами, в общей сумме равным 4,6 млрд фунтов, будет выплачена частичная компенсация в общем размере 2,2 млрд фунтов. Но юридическим лицам, в числе которых муниципалитеты, отказано в компенсации как "информированным вкладчикам".

Москва, лишенная такой возможности, готова помочь деньгами государству, стоящему на грани банкротства, чтобы защитить вклады своих граждан. "Теоретически такое можно предположить", – отмечает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. Впрочем, он, вторя западным экспертам, выражает уверенность, что выделение кредита Исландии – "это очень дорогостоящая демонстрация" силы. "Наши власти, видимо, не понимают глубины кризиса, вернее, рецессии. 4 миллиарда евро помогли бы нашей экономике, спасли бы чьи-то жизни", - отмечает эксперт.

"Никакой экономической целесообразности в выделении кредита Исландии нет. Вопрос абсолютно политический", – считает бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко.

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин согласен, что здесь преобладает политика, но дает положительную оценку этому шагу. "Это – хороший шаг, полезный для России и укрепления ее позиций в мире", – заявил он, выразив надежду, что чиновники "шкурными интересами в данном случае руководствуются во вторую очередь".

Почему Исландия стала жертвой кризиса

Исландия — это еще и страна банков: на них приходится 2/3 капитализации Исландской фондовой биржи, зарубежные активы местных банков намного превышают ВВП страны. Они-то и превратили самое благополучное государство на свете в страну, наиболее пострадавшую от разразившегося в прошлом году международного финансового кризиса, за 9 месяцев обрушив индекс Исландской фондовой биржи на 80%.

Дело в том, что исландские банки слишком увлек­лись спекулятивной игрой: они помогали инвесторам получать кредиты в тех странах, где они были наиболее дешевыми, например, в Японии. А затем взятые в кредит деньги вкладывались в тех странах, где были более высокие доли прибыли или процентные ставки, например, в той же Исландии. При этом банки также ссужали собственные деньги инвесторам, осуществлявшим эти так называемые арбитражные операции. К рискованной, но очень прибыльной игре довольно скоро подключились международные хеджевые фонды, на порядок увеличив потоки прокручиваемого спекулятивного капитала. Естест­венно, бесконечно долго и под гарантированно высокие проценты вкачивать столько денег в исландскую экономику было невозможно, отмечает "Русский репортер".

Когда разразился международный финансовый кризис и заемные деньги резко подорожали, вся эта финансовая пирамида перестала получать необходимую подпитку в виде дешевых денег. Процентные ставки поднялись, крона поехала вниз, инфляция подскочила, денег исландским банкам хватать перестало, их акции посыпались, а вместе с ними — и вся завязанная на этих банках фондовая биржа. Сразу же появились спекулянты, быстро желающие сорвать куш на игре против ослабевшей исландской кроны.