Кишинев задыхается от зловония. Каждый вечер в одно и то же время город накрывает облако удушливого смрада, проникающего в жилые дома даже сквозь закрытые окна. Вторая волна начинается около пяти утра и рассеивается к девяти. Однозначного ответа на вопрос, что это за запах и откуда он идет, нет. Правительство, генпрокуратура, столичная мэрия и муниципальное предприятие "Кишиневский водоканал" ищут и находят разных виновников "газовой атаки", пишет DW.
Наиболее вероятная причина зловония - меркаптаны, сернистые соединения с очень неприятным запахом. Так считает профессор кафедры экологической химии Молдавского госуниверситета Виктор Ковалев. Они образуются в геотубах - огромных мешках из полипропилена, которые обычно используются для очистки и реабилитации озер, рек и других водных объектов. В теплое время года геотубы нагреваются и в них начинается процесс брожения биомассы, который и вызывает неприятные запахи.
Как рассказал муниципальный советник Василий Киртока, на кишиневских очистных сооружениях геотубы появились в 2015 году перед очередными местными выборами. При этом технического обоснования для закачки в геотубы огромного объема коммунальных отходов не было, что и привело к нынешней ситуации. В то же время Киртока утверждает, что "газовая атака" носит сезонный характер: с наступлением холодов вонь в молдавской столице прекратится.
Кроме того, канализационные резервуары нужно периодически очищать и убирать образовавшийся ил. На протяжении последних 12 лет его складывают на территориях, прилегающих к столичным очистным сооружениям. Там накопилось уже более миллиона кубометров: несмотря на идущий там процесс ферментации и выделения газов, начальник департамента обеспечения контроля и качества воды "Кишиневского водоканала" признает, что не знает, что делать с илом, и запах в Кишиневе будет только усиливаться.
Другой вероятный источник зловония специалисты связывают с нелегальным сбросом экономическими агентами отходов производства в городскую канализацию и реку Бык. Как говорится в пресс-релизе "Кишиневского водоканала", раз в несколько дней концентрация вредных веществ в сточных водах, поступающих на очистные станции, резко повышается, однако выявить нарушителей никак не удается, а четкого механизма, обязывающего промышленников построить локальные очистные сооружения, нет. Некоторые чиновники полагают, что вонь в столице - это "спланированная, политически мотивированная акция" накануне местных выборов, которые состоятся 20 октября.
Генпрокуратура видит причину бед в неправильной работе очистной станции. 2 октября на руководство водоканала было заведено уголовное дело. По мнению прокуроров, нарушение технологических процессов на очистных сооружениях и плохое управление средствами муниципального предприятия привели к убыткам от загрязнения окружающей среды почти на 70 млн леев (почти 4 млн. долларов). Река Бык, куда идут сточные воды, находится в критическом состоянии. Главные ее загрязнители - "коммунальные стоки, отходы перерабатывающей промышленности, эрозия почв", заявил глава неправительственной организации Eco-Tiras Илья Тромбицкий. По его словам, в воду попадают азот, фосфор, другая органика, моющие средства, остатки медицинских препаратов, кроме того, река Бык впадает в Днестр и тем самым способствует уже его загрязнению. Хотя в начале 2019 года власти Румынии пообещали выделить Кишиневу 10 млн евро на очистку русла реки на протяжении 40 км, необходимо прочистить все 155 км русла, но для этого нужны дополнительные средства.
Непростая ситуация с очисткой воды и в Молдавии в целом: по данным Государственной экологической инспекции, за последние 30 лет из 233 станций по очистке сточных вод в Молдавии осталось только восемь. Сточные воды спускаются в реки без предварительной очистки. Речную воду используют для полива сельхозугодий, откуда фрукты и овощи попадают в магазины и на рынки. Согласно исследованию, опубликованному в марте этого года в European Heart Journal, почти 5400 молдаван ежегодно умирают от болезней, вызванных загрязненным воздухом. На 100 тысяч жителей приходится 200 смертей. Это самый высокий показатель смертности в Европе, однако ни Служба информации и безопасности, ни профильные министерства и ведомства не обращают на катастрофу никакого внимания.