Россия и Китай разработали совместный проект документа о недопустимости размещения вооружений в космосе, сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров
Вести
 
 
 
Лавров добавил, что в данном документе учтены предложения и поправки, внесенные в предыдущий проект подобного Договора
Вести
 
 
 
Лавров обратил внимание, что современное международное право не запрещает размещение в космическом пространстве оружия, не являющегося оружием массового уничтожения
Вести

Россия и Китай разработали совместный проект документа о недопустимости размещения вооружений в космосе, сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров в Женеве, презентуя российско-китайский проект Договора о демилитаризации космоса. Размещение оружия в космосе какой-то одной стороной, по его словам, вызовет цепную реакцию и очередной виток гонки вооружений, передает "Интерфакс".

Отметим, с развитием космических вооружений среди стран появилась так называемая "лунная гонка" - планы осуществления пилотируемых полетов на Луну. Относительно недавно в нее вступил и Китай. Четыре года назад президент Джордж Буш поставил целью создать постоянную базу на Луне и в конечном счете отправить пилотируемый корабль на Марс (хотя многие критики заявляют, что нужно сразу отправиться к Красной планете). Наконец, к "лунной гонке" может присоединиться и NASA.

- Международное право не запрещает оружие в космосе
- Россия хочет разработать новое соглашение взамен Договора СНВ-1
- Звездные войны набирают силу

"Сегодня Россия и Китай официально вносят проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве на рассмотрение конференции по разоружению ООН", - сказал Лавров, выступая на конференции ООН. Министр добавил, что в данном документе учтены предложения и поправки, внесенные в предыдущий проект подобного Договора. "Без предотвращения гонки вооружений в космосе безопасности в мире станет меньше и все мы должны отдавать себе в этом отчет", - подчеркнул он.

Цель России - "сохранить стабильность и предсказуемость в стратегических отношениях с США". В то же время он отметил, что "Россия не может не учитывать развертывание американских систем ПРО в Европе", передает ИТАР-ТАСС.

Россия выступает за заключение многостороннего соглашения на базе положений Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), заявил Лавров. "Мы предлагаем разработать и заключить многостороннее соглашение на базе соответствующих положений Договора о РСМД", - сказал он.

По словам министра, основными элементами такой договоренности могли бы стать, "во-первых, обязательства сторон не проводить летные испытания и не производить никаких ракет средней и меньшей дальности, их ступеней и пусковых установок.

"Во-вторых, это обязательства государств-участников соглашения к согласованному сроку ликвидировать все свои ракеты средней и меньшей дальности, их пусковые установки и связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование", - сказал Лавров.

В-третьих, по его словам, надо "установить правила зачета определения типа ракет средней и меньшей дальности, их размещения и перемещения в процессе подготовки и ликвидации".

Министр напомнил, что Россия и США договорились придать договору РСМД глобальный характер в октябре 2007 года. По словам главы МИД РФ, эта инициатива нашла положительный отклик в подавляющем большинстве стран. "Но есть и государства, которые по разным причинам не проявили готовности поддержать такой подход", - отметил Лавров.

Что не запрещено, то разрешено

Лавров обратил внимание, что современное международное право не запрещает размещение в космическом пространстве оружия, не являющегося оружием массового уничтожения. Вместе с тем Лавров отметил, что "такое оружие, размещенное в космосе, имело бы глобальную зону действия, высокую готовность к применению, возможность скрытного воздействия на космические и наземные объекты и их выведение из строя".

"Такое оружие стало бы, в отличие от оружия массового уничтожения, не инструментом сдерживания, а оружием реального применения, генерировало бы подозрительность и напряженность в отношениях между государствами, нарушало климат взаимного доверия и сотрудничества в освоении космоса", - подчеркнул Лавров.

Россия хочет разработать новое соглашение взамен Договора СНВ-1

России и США пока не удалось выйти на конкретные решения по подготовке нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), заявил глава МИД РФ.

"В декабре 2009 года истекает срок действия Договора СНВ-1 и мы заблаговременно, еще три года назад, выступили с идеей разработки и заключения новой полноформатной договоренности о дальнейшем контролируемом сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений", - сказал Лавров.

Лавров предложил "взять все лучшее из действующего Договора и заложить это в новые договоренности". "Такой документ, разумеется юридически обязывающий, мог бы зафиксировать новые, наиболее низкие, подлежащие проверке потолки как на стратегические носители, имея ввиду межконтинентальные баллистические ракеты подводных лодок, тяжелые бомбардировщики, так и размещенные на них боезаряды", - сказал Лавров.

Глава МИД подтвердил озабоченность России планами развертывания США глобальной системы противоракетной обороны. "Нас не может не беспокоить ситуация, когда на фоне перспективы прекращения действия договорных ограничений на стратегические наступательные вооружения наращиваются усилия по развертыванию глобальной американской системы ПРО", - заявил Лавров.

Он подчеркнул, что неразрывная связь стратегических наступательных и оборонительных вооружений известна и не учитывать это в дальнейшем военном планировании просто невозможно. "Стремление обзавестись противоракетным щитом и одновременно демонтировать ножны, в которых хранится ядерный меч, крайне опасно и специалистам это понятно", - сказал Лавров.

Он отметил, что "если добавить сюда концепцию глобального молниеносного удара, которая предусматривает поражение стратегическими носителями в ядерном или обычном оснащении объектов в любой точке Земного шара в течение одного часа при принятии соответствующего решения, то риски для стратегической стабильности и предсказуемости становятся более чем очевидными".

Звездные войны набирают силу

Отметим, вопрос о предотвращении милитаризации космоса стал еще более актуален после того, как 6 февраля президент США Джордж Буш попросил Конгресс увеличить расходы на военно-космические программы в 2008 году на 25%. Буш предусмотрел увеличение расходов на "военный космос" на 1,2 млрд долларов - с 4,8 млрд долларов в текущем году до 6 млрд долларов в 2008 году.

Помимо всего прочего Буш запросил 951 млн долларов на создание нового пилотируемого космического корабля Orion, на котором американские астронавты смогут совершить полет на Луну. При этом в запросе Буша предусмотрены еще 1 млрд 200 млн на создание ракеты-носителя Ares-1, которая будет выводить пилотируемый корабль Orion на орбиту.

Ранее российская и зарубежная пресса выражали озабоченность космическими планами Буша. Директива президента США, в которой Америке дано право лишать доступа в космос любую страну, "враждебную американским интересам", поднимает на новый уровень мечты о космическом щите, которую озвучил в свое время президент Рональда Рейгана.

Два года назад официальный представитель МИД России Александр Яковенко заявлял "Российской газете", что к этому времени в космической деятельности в той или иной степени участвуют более 130 государств. Они имеют либо собственные космические программы, либо разрабатывают программы использования информации от космических средств, в том числе при решении задач обороны.

Размещение оружия в космосе оказало бы серьезное влияние на военно-стратегический баланс, создало бы иллюзию возможности безнаказанного первого удара и многократно усилило бы значение фактора внезапности, говорил Яковенко. Это признают все эксперты. Такое оружие поэтому было бы дестабилизирующим по своей сути, независимо от того, к какой категории его причислять - к наступательному или к оборонительному.

По мнению Яковенко, оружие в космосе - это джинн, которого нельзя выпускать из бутылки. Поэтому в Москве особое беспокойство вызывают сообщения о планах США разместить стратегические вооружения в космическом пространстве, в частности, о намерении разместить на околоземной орбите компоненты ПРО.