В Тегеране обсуждают возможность подачи в Международный суд в Гааге иска на Россию за невыполнение обязательств по реализации проекта атомной электрической станции в Бушере
Архив NEWSru.com
 
 
 
Такова реакция Ирана на готовность Москвы отложить поставку топливных сборок на Бушерскую АЭС до тех пор, пока не будет урегулирован кризис вокруг иранской ядерной программы
Rian.ru
 
 
 
Такова реакция Ирана на готовность Москвы отложить поставку топливных сборок на Бушерскую АЭС до тех пор, пока не будет урегулирован кризис вокруг иранской ядерной программы
Euronews

В Тегеране обсуждают возможность подачи в Международный суд в Гааге иска на Россию за невыполнение обязательств по реализации проекта атомной электрической станции в Бушере. Это может произойти уже в ближайшие дни, пишет "Независимая газета".

Такова реакция Ирана на готовность Москвы отложить поставку топливных сборок на Бушерскую АЭС до тех пор, пока не будет урегулирован кризис вокруг иранской ядерной программы. О намерении обратиться в Гаагу с претензиями к Москве сообщил в конце минувшей недели член Комиссии по внешней политике и национальной безопасности Меджлиса (парламента) Ирана Рашид Джалали Джафари.

Депутат подчеркнул, что "Россия нарушила договор, который обязывает ее поставить ядерное топливо, необходимое для АЭС в Бушере". При этом он сослался на заявление российских представителей о том, что Иран не получит ТВЭЛов (топливных сборок), пока не выполнит все условия, поставленные перед ним международным сообществом.

Впрочем, у Рашида Джалали Джафари, решительно настроенного против "политизации соглашений" Россией, в меджлисе уже нашлись оппоненты. В минувшую субботу официальный представитель Комиссии по внешней политике и национальной безопасности, сопредседатель Российско-иранской парламентской группы дружбы Казем Джалали опроверг наличие у Тегерана планов возбуждать какие-либо иски против Москвы.

По его словам, призыв члена комитета направить дело о Бушерской АЭС в Гаагу отражает только личное мнение парламентария. В то же время депутат пожаловался, что отсрочки запуска АЭС "создают атмосферу недоверия и недовольства" в отношениях между Тегераном и Москвой.

Как считает большинство экспертов, Россия действительно использует вопрос о завершении Бушерского проекта в качестве сильного дипломатического рычага как в отношениях с Ираном, так и с западными партнерами по "шестерке" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия). Сообщая о предостережениях Москвы в адрес Тегерана, касающихся затяжки с поставками топлива, агентство Reuters отметило также, что этот шаг является частью договоренности между РФ и "шестеркой". Достижение этой договоренности позволило отложить на сентябрь рассмотрение вопроса о новых санкциях против Исламской Республики.

Официальная Москва традиционно отрицает наличие политической подоплеки в решениях, касающихся сроков завершения строительства АЭС в Бушере. В то же время ее запуск неоднократно откладывался со ссылкой то на финансовые, то технические причины.

МИД РФ и главный подрядчик проекта компания "Атомстройэкспорт" вчера не стали комментировать прозвучавшие в Тегеране угрозы подать иск в Гаагу. Однако согласно поступившей ранее информации строительство явно не будет завершено в согласованный с иранцами срок - сентябрь 2007 года. По самым оптимистичным для иранской стороны данным, АЭС заработает не раньше осени 2008 года

Что касается попытки обращения Тегерана с иском на Россию в Гаагу, то по уставу суда рассмотрение такого дела возможно лишь в случае согласия на такой процесс обеих сторон - истца и ответчика. Это правило делает подобную попытку бесперспективной. Ведь сам Иран в свое время отказался от участия в рассмотрении поданного США иска относительно захвата американского посольства в Тегеране в 1979 году.

Напомним, что в начале этого года у Ирана возникли трудности с переводом средств для финансирования Бушерского проекта. В результате этого график работ был практически сорван. Этот кризис, который позже удалось в целом урегулировать (недавно Тегеран вновь подчеркнул, что у него больше нет задолженности перед Россией), теперь дает Москве возможность оправдывать любую отсрочку сбоем технологического графика строительства АЭС. А по мнению отдельных наблюдателей, российское ядерное топливо вряд ли попадет в Иран вообще.