Тщательно охраняемые Британией и Америкой секреты биологического оружия известны русским уже не одно десятилетие, и шпионы продолжают действовать в сердце западного производства биотехнологий, утверждает бывший шпион КГБ.
Александр Кузьминов рассказывает и о том, что советские диверсанты готовили места, где предполагалось оставить флаконы со смертоносными бактериями, чтобы травить военные объекты, гражданские населенные пункты и даже убивать политических лидеров в случае войны с Советским Союзом, пишет Daily Telegraph (перевод на сайте Inopressa.ru).
Ученый, занимавший высокий пост в подразделении КГБ, отвечавшем за биологический шпионаж, говорит, что тайны Портон-Дауна (секретного британского Центра химического и биологического оружия – прим. ред. NEWSru.com) и его американского собрата Форт-Детрика в Мэриленде были раскрыты благодаря деятельности российских секретных агентов.
Кузьминов работал в 12-м управлении КГБ, или Управлении С, которое руководило работой "нелегалов" во всем мире.
Главной задачей управления являлось биологическое оружие, и оно было настолько засекречено, что даже перебежчики Олег Гордиевский и Василий Митрохин не знали, чем оно занимается.
До выхода в свет книги Кузьминова "Биологический шпионаж" никто на Западе не имел реального представления о степени проникновения 12-го управления в тайны биологических исследовательских программ и краже секретов, которые можно было использовать на благо советского, а затем российского государства.
Писатель и эксперт по шпионажу Найджел Вест заявил: "Эти материалы ранее не публиковались, не было и перебежчиков из этого управления. Меня страшно удивляет то, что мы ничего этого просто не знали".
Кузьминов, который в 1994 году уехал с женой из России и живет с тех пор в Новой Зеландии, ушел из КГБ за два года до этого. В интервью он заявил, что уверен в том, что деятельность КГБ до сих пор продолжает его преемник, СВР.
"Вы можете предположить, что такую силу просто бросили из-за разрядки и демократизации? – сказал он. – Что все силы и деньги, потраченные на подготовку наших людей, забыли? Что всех наших агентов и нелегалов отзовут только из-за того, что Россия принимает участие в новом раунде переговоров о биологическом оружии в Женеве? Я бы на это не закладывался".
По его словам, он уверен в том, что деятельность в Форт-Детрике продолжается, а старый агент по кличке "Роза" проник в святая святых британской программы биологического оружия, которая ведется в Портон-Дауне.
Еще один источник 12-го управления, который, как полагает Кузьминов, является британцем, достиг высокого положения в штаб-квартире НАТО в Бельгии. Другой агент руководит шпионской сетью во Всемирной организации здравоохранения.
Его откровения по поводу "тайников" с биологическим оружием на случай мировой войны вызовут содрогание у западного военного истеблишмента. "Меня просили оценивать адекватность и эффективность потенциальных мест хранения контейнеров с опасными биологическими материалами и токсинами, чтобы в случае необходимости их можно было использовать для выведения объектов из строя или их уничтожения", – свидетельствует Кузьминов.
"Я помню один из оперативных материалов, переданных мне для анализа: пять страниц печатного текста с приложенными графиками и фотографиями мест, выбранных для тайников, недалеко от военно-морской базы в Австралии, которую использовал флот США. Мне надлежало оценить, годятся ли выбранные места для заражения или отравления военно-морского гарнизона, например, путем отравления местной системы водоснабжения, с использованием транспорта, прибывающего на базу, или распыляя бактерии через систему кондиционирования и вентиляции".
Хотя Кузьминов не назвал базу, это почти наверняка Таунсвилл – порт, который широко использует флот США.
Он полагает, что против западных программ биологического оружия одновременно действует до 60 агентов, и как минимум один "пакет" живых биологических образцов ежемесячно уходит в Москву из Британии или Германии.
По словам Кузьминова, в начале 1990-х как минимум двое его коллег, регулярно занимавшихся этими посылками, внезапно умерли при загадочных обстоятельствах, вероятно, из-за утечек из смертоносных контейнеров.
Он добавил, что одним из главных открытий его управления было то, что на последних этапах холодной войны применение биологического оружия было бы односторонним, поскольку Запад не планировал наносить подобные удары.