США отказываются от использования термина "вражеские комбатанты", которым прежняя администрация Джорджа Буша обозначала подозреваемых в терроризме. Это еще один шаг новой администрации Барака Обамы по пересмотру спорной политики Буша в этом сфере, сообщает ВВС.
Уже в первые дни после вступления в должность Обама распорядился закрыть самую известную тюрьму для подозреваемых в связях с "Аль-Каидой" - в Гуантанамо. Отказ от термина "вражеские комбатанты" имеет символическое значение.
Администрация Буша проводила прямую аналогию между кампанией против "Аль-Каиды" и обычным военным конфликтом. Все захваченные в ходе "войны с террором", с точки зрения администрации, становились "вражескими комбатантами" (участниками боевых действий).
Буш утверждал, что статус верховного главнокомандующего американскими вооруженными силами давал ему право задерживать пленных в "войне с террором" без суда и на неопределенное время.
Объявляя о прекращении использования термина "вражеские комбатанты", министерство юстиции США указало, что отныне все подозреваемые будут содержаться в условиях, отвечающих международным законам войны. Лишь те, кто оказывал "существенную" поддержку "Аль-Каиде" или афганским талибам, будут считаться подлежащими задержанию, заявило министерство.
Администрация Буша всегда утверждала, что "вражеские комбатанты" не являются военнопленными, и потому на них автоматически не распространяются Женевские конвенции и другие нормы международного права, напоминает ВВС.
Администрация Обамы подводит другую правовую базу: в сентябре 2001 конгресс США принял постановление, санкционирующее применение военной силы "против государств, организаций и лиц, которые, как определяет президент, планировали, санкционировали, совершали нападения 11 сентября или были пособниками в их совершении или укрывали такого рода организации и лиц".
"Новые стандарты правительства руководствуются международными законами войны при определении объема полномочий президента в рамках данного законодательного акта", - заявил минюст США.
"При разработке новой политики по отношению к задержанным крайне важно, чтобы мы действовали таким образом, чтобы укреплять нашу национальную безопасность и при этом не противоречить нашим ценностям и соблюдать закон", - подчеркнул министр юстиции Эрик Холдер.
В тюрьме в Гуантанамо остается около 250 заключенных. Статус военнопленных они все равно не получат: администрация Обамы в настоящее время пересматривает дело каждого из них индивидуально, чтобы решить, кого из них судить.