Городской суд Стокгольма подтвердил, что принял решение наложить арест на принадлежащее России имущество в Швеции по иску немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера, требующего от РФ около 5 миллионов евро
Фото: Udo Schröter
 
 
 
Немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер, требующий с России около 5 миллионов евро компенсации потерянных инвестиций, добился ареста российской госсобственности на территории Швеции
НТВ
 
 
 
Между тем, в начале этого года Управляющий делами президента РФ Владимир Кожин заявил "Интерфаксу", что многолетняя имущественная тяжба с Зедельмайером будет завершена и ничего от России он не получит
rg.ru

Городской суд Стокгольма подтвердил, что принял решение наложить арест на принадлежащее России имущество в Швеции по иску немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера, требующего от РФ около 5 миллионов евро компенсации потерянных инвестиций при попытке организовать бизнес в Санкт-Петербурге в 1990-х годах прошлого столетия. Сам арест пока не наложен, поскольку окончательно не определен объект недвижимости, сообщил в четверг судья Сакари Аландер.

"Суд постановил наложить арест на имущество (в порядке обеспечения иска или возмещения вреда) на собственность Российской Федерации в размере, который затребован Францом Зедельмайером согласно решению арбитражного суда от 7 июля 1998 года, составляющем в настоящее время около 4 миллионов 730 тысяч 608 долларов США, включая издержки и проценты, которые могут быть покрыты при изъятии имущества. Решение вступает в силу немедленно, пока не будет принято другое решение", - цитирует РИА "Новости" судебное решение от 11 октября 2010 года.

Что касается возможного объекта недвижимости, то в приложении к судебному решению говорится: "Российская Федерация владеет недвижимостью в районе Лидинге (Стокгольм) по адресу Костерн, 5, которая находится в пределах действия городского суда".

- История тяжбы Зедельмайера с Россией

Решение Стокгольмского суда может быть обжаловано в течение семи дней. Российская сторона уже заявила, что намерена обжаловать решение шведского суда об обеспечительном аресте госсобственности РФ на территории Швеции по заявлению немецкого бизнесмена Зедельмайера.

"Мы считаем это решение неправомерным, нарушающим неприкосновенность российской госсобственности, - заявил в четверг ИТАР-ТАСС посол РФ в Швеции Игорь Неверов. - Оно будет немедленно обжаловано адвокатами, представляющими интересы Российской Федерации. Поскольку дело будет рассматриваться в Верховном суде, надеемся, что он объективно подойдет к этому вопросу в полном соответствии с нормами международного права. До решения Верховного суда Швеции какие-либо комментарии считаем преждевременными".

В свою очередь Управление делами президента РФ сообщило в четверг, что пока не получало никаких сообщений о решении Стокгольмского суда о наложении ареста на российскую собственность в Швеции. "Было это решение или нет, судить сложно, поскольку господин Зедельмайер часто выдает желаемое за действительное", - сказал "Интерфаксу" пресс-секретарь Управделами президента РФ Виктор Хреков. Он подчеркнул, что в случае наличия решения Стокгольмского суда, оно "будет в обязательном порядке" оспорено российской стороной.

История тяжбы Зедельмайера с Россией

Международный коммерческий арбитраж в Стокгольме еще в 1998 году вынес решение взыскать убытки в пользу Зедельмайера, и теперь для исполнения этого решения бизнесмен пытается найти российскую госсобственность, на которую можно было бы обратить взыскание, пишет в четверг "Коммерсант". Суды стран Западной Европы, включая Швецию, могут обратить взыскание на имущество иностранного государства в случае, если это имущество используется в коммерческих целях, отмечает издание.

Как рассказал газете сам бизнесмен, шведский суд пока занят выявлением такого имущества, но "судебные приставы уже наложили арест на комплекс зданий, принадлежащих России". О каких объектах идет речь, бизнесмен не уточнил. Между тем юристы отмечают, что под арест может попасть не только имущество, используемое госорганами, но и активы госпредприятий.

Напомним, в 2006 году Зедельмайеру уже удалось отсудить у России здания бывшего советского торгпредства в немецком городе Кельн. В 2008 году Москва выкупила комплекс зданий у Зедельмайера за 2,9 млн евро. Комментируя эту сделку, Зедельмайер уточнил, что российская сторона не выкупила имущество на торгах, а добровольно уплатила сумму долга.

Перед этим немецкий бизнесмен подал на Россию в суд за причинение ему многомиллионного ущерба и выиграл процесс. Но поскольку платить добровольно российские власти отказались, Зедельмайер через суд добился наложения ареста на принадлежащий Москве комплекс зданий в Кельне.

В начале 1990-х годов прошлого века 44-летний Франц Зедельмайер возглавлял немецко-российское охранное предприятие. Оно, в частности, снабжало милицию формой, бронежилетами и транспортными средствами. Соучредителем этой фирмы выступало ГУВД Санкт-Петербурга.

В качестве своего взноса оно передало фирме право аренды на особняк Мельцера на Каменном острове - особняк, в котором ранее отдыхали советские министры. Немец потратил 2,35 млн долларов на его превращение в конференц-центр и место для тренировок сотрудников служб безопасности.

Однако в 1990-е деятельность фирмы была объявлена в России незаконной, и вместе с фирмой у Зедельмайера отобрали и особняк - его новым владельцем стала администрация российского президента.

О том, что особняк экспроприируют и планируют использовать под государственную резиденцию, Зедельмайеру по телефону сообщил Владимир Путин, который в то время отвечал в петербургской мэрии за контакты с иностранными бизнесменами.

"Путин посоветовал мне судиться", - говорит Зедельмайер. В 1998 году бизнесмен выиграл в Стокгольмском международном коммерческом арбитражном суде дело против российского правительства: арбитраж присудил бизнесмену 2,3 млн долларов компенсации потерянных инвестиций. (С учетом процентов, сейчас эта сумма возросла до 4,9 млн евро.)

Поскольку Россия с ним так и не рассчиталась, Зедельмайер решил прибегнуть к той же тактике, что и швейцарская фирма Noga, то есть к аресту российских активов за рубежом. Бизнесмен пытался, например, через суд арестовать экспонаты Роскосмоса на международном аэрокосмическом салоне ILA 2006 в Берлине. Но арест не состоялся - частные охранники выставки не пустили приставов на территорию.

Суды Германии решение арбитража признали и попытались обратить взыскание на российскую госсобственность, находящуюся в Кельне. Осенью прошлого года неудачей закончилась попытка бизнесмена добиться принудительной продажи здания Русского дома в Берлине на Фридрихштрассе - немецкие суды решили, что дом используется в "суверенных целях" (то есть для государственной деятельности, в данном случае - внешнеполитической) и защищен госиммунитетом.

Как отмечает "Коммерсант", ранее притязания Зедельмайера на российскую собственность в Швеции ограничились арестом дивидендов, которые причитались РФ от шведского АО "Рус Вуд" (акции принадлежат России). Арест на дивиденды шведские приставы наложили 30 января 2008 года, когда "Рус Вуд" должна была выплатить России около 38 тысяч евро.

Между тем, общий арест российских активов в Швеции, по мнению юристов, создает риск не только для российских властей, но и для госпредприятий. Юристы напоминают, что попытки преследовать российское имущество за рубежом, предпринятые в похожей ситуации швейцарской фирмой Noga, закончились неудачей, но создали российским организациям серьезные проблемы.

Между тем, в начале этого года Управляющий делами президента РФ Владимир Кожин заявил "Интерфаксу", что многолетняя имущественная тяжба с Зедельмайером будет завершена и ничего от России он не получит. "Надеюсь, что в этом году мы поставим точку в истории с этим скандалистом. Он выдает себя "белым и пушистым", хотя на самом деле это не так. Его бизнес никогда не был "белым и пушистым". Если называть вещи своими именами, то он занимался торговлей оружием", - сказал тогда Кожин.

Он сообщил, что уже состоялись решения ряда судов по претензиям к Зедельмайеру как по части неуплаты налогов, так и по сокрытию доходов. "Все это представлено судебным властям Германии. Надеюсь, что в этом году в этом деле будет поставлена точка. Ничего Зедельмайер не получит", - подчеркнул Кожин.

По его мнению, решение Стокгольмского арбитража, которое послужило основанием претензий Зедельмайера состоялось по причине слабости России в те годы. "Это произошло в конце 90-х годов, когда у нас внутри страны власть была слабая, умения защищать свои интересы за рубежом, тем более в высшем международном арбитраже, вообще не было. Была абсолютно беззубая и бездарная подготовка и участие в этом арбитраже. Тогда все хотели как можно больнее укусить Россию. Если бы это происходило сегодня, то на 200% решения было бы в пользу России", - подчеркнул Кожин.