Новая зона напряженности возникла за последние сутки между Евросоюзом и Польшей, поскольку Еврокомиссия подвергла жесткой критике неспособность нынешнего польского правительства сократить дефицит государственного бюджета
Архив NEWSru.com

Новая зона напряженности возникла за последние сутки между Евросоюзом и Польшей, поскольку Еврокомиссия подвергла жесткой критике неспособность нынешнего польского правительства сократить дефицит государственного бюджета. На своем заседании во вторник Еврокомиссия указала Варшаве, что фигурирующий в проекте бюджета на будущей год дефицит в размере 3,7% является очень высоким и может еще больше увеличиться в результате планируемой пенсионной реформы.

Однако министерство экономики Польши отвергло "претензии" Еврокомиссии, сообщает ИТАР-ТАСС. Согласно опубликованному заявлению польского министра финансов Зиты Гиловска, Европейская комиссия "ошибается" в цифрах и дефицит бюджета составляет 3,5%.

Нынешние разногласия между Евросоюзом и Польшей не первые. В последние два года Варшава становилась инициатором по крайней мере четырех крупных кризисов внутри ЕС. Это - блокирование нового 7-летнего бюджета Евросоюза, блокирование единой Конституции ЕС, ожесточенный спор вокруг налога на добавленную стоимость, а также наложенное в минувший понедельник вето на мандат Евросоюза по ведению переговоров с Россией о заключении нового Соглашения о стратегическом партнерстве.

Как указывает в этой связи радиостанция BBC, Варшава делает все, чтобы попытаться занять в Евросоюзе позицию "главной политической силы", которая определяет курс ЕС, исходя из интересов нынешней правящей в Польше элиты.

При этом важно отметить, что последние внешнеполитические инициативы польского руководства могут серьезно осложнить отношения Варшавы как в рамках ЕС, так и за его пределами.

Несколько дней назад Польша заявила о намерении блокировать переговоры ЕС и России об укреплении сотрудничества. Согласно позиции Варшавы, Москва должна сначала ратифицировать Энергетическую хартию ЕС. Ведь Европейский Союз получает 44% импортного газа и 30% импортной нефти из России, и ожидается, что в ближайшие годы эти показатели вырастут. При этом основные трубопроводные магистрали проходят через территорию Польши и прибалтийских стран. Последние вместе с Польшей опасаются, что строительство новых трубопроводов в обход их территории поставит бывших членов соцлагеря в уязвимое положение перед возможным ограничением российского энергетического экспорта.

Опасения поляков лишь возрастают по мере ввода Россией экономических санкций против своей страны. Так, в прошлом году Россия ввела эмбарго на импорт мяса, фруктов и овощей из Польши, поскольку продукция якобы не отвечает российским стандартам. Эмбарго до сих пор продолжается, а поляки требуют от ЕС принятия адекватных ответных мер .

ЕС годами безуспешно пытается убедить Москву ратифицировать Энергетическую хартию, которая подчинит Россию единым принципам инвестирования в энергетическую отрасль, и подписать дополнительный протокол о транзите, дающий третьим сторонам право платить за транспортировку нефти и газа по российским экспортным трубопроводам.

По мнению Варшавы, единственно возможный ответ на угрозу, что Россия использует свой контроль над потоком газа для достижения коммерческих и политических целей, это найти новых партнеров и убедить Москву открыть свою трубопроводную сеть для пользования третьим сторонам.

Со своей стороны, президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что положения Энергетической хартии экономически невыгодны для России и ратификации этого документа, принятого Россией в 1994 году, не предполагается.

Однако ситуация, при которой новое соглашение между Россией и ЕС не будет разработано в срок, представляется довольно абсурдной, если учесть недавний разворот в российской энергетической внешней политике. Именно Евросоюз является для Москвы ключевым партнером, на сотрудничество с которым Кремль возлагает особые надежды, - в противовес США, отношения с которыми у России продолжают ухудшаться. Учитывая, что Польша является одним из ближайших союзников Вашингтона в Европе, ее непримиримая позиция может показаться неслучайной. США явно недовольны заигрыванием России с ЕС за их спиной и наверняка готовы поддержать Польшу в ее стремлении изолировать Москву.

Видимо, ЕС до сих пор переживает тяжелые последствия расширения союза на восток в мае 2004 года. Тогда Евросоюз увеличился с 15 до 25 государств-членов. Это неизбежно изменило всю интеграционную стратегию в Европе.

Пока раскол между 25 странами Евросоюза продолжает углубляться. Некоторые западные дипломаты в частном порядке говорят, что Польша и страны Балтии неконструктивны и даже испытывают паранойю по отношению к России. Также и другой бывший советский сателлит в ЕС, Венгрия, занимает менее воинственную позицию, чем Польша.