Отношения России и Евросоюза в ближайшее время могут заметно улучшиться, благодаря экономическому кризису. Такое мнение высказал видный британский политик, дипломат и востоковед, президент Центра ЕС-Россия в Брюсселе лорд Падди Эшдаун
Reuters
 
 
 
По его словам, отношение России к Европе и Западу меняется в зависимости от того, хорошие на дворе времена или плохие. Когда хорошие, российская элита не чувствует нужды в Западе. Сейчас времена плохие, что, по мнению Эшдауна, обнадеживает
Архив NEWSru.com
 
 
 
"Мы упустили в конце холодной войны стратегический шанс построить подлинное партнерство. Решили воспользоваться победой в холодной войне для триумфа и даже для унижения России. И получили неизбежный результат, имя которому Владимир Путин", - пояснил полит
premier.gov.ru

Отношения России и Евросоюза в ближайшее время могут заметно улучшиться, благодаря экономическому кризису. Такое мнение высказал видный британский политик, дипломат и востоковед, президент Центра ЕС-Россия в Брюсселе лорд Падди Эшдаун. По его словам, отношение России к Европе и Западу меняется в зависимости от того, хорошие на дворе времена или плохие. Когда хорошие, российская элита не чувствует нужды в Западе. Сейчас времена плохие, что, по мнению Эшдауна, обнадеживает, пишет "Новая газета".

"Когда времена плохие, они обнаруживают, что Запад и западные стандарты им необходимы, и идут на сближение. Поэтому нынешний кризис может представить новые возможности. Россия столкнулась с реалиями, которые прежде предпочитала не замечать", - считает политик.

Европа, по его словам, возлагает на себя определенную ответственность за то, что произошло с Россией. "Мы упустили в конце холодной войны стратегический шанс построить подлинное партнерство. Решили воспользоваться победой в холодной войне для триумфа и даже для унижения России. И получили неизбежный результат, имя которому Владимир Путин", - пояснил политик.

Кризис меняет оценки. Поначалу, считает лорд Эшдаун, российское руководство недооценивало опасность мирового финансового кризиса, утверждая, что он почти не коснется стабильной и самодостаточной России в отличие от западных экономик, бедных ресурсами и зависимых от финансового капитала. Эту иллюзию у Кремля создали благополучные времена, когда высокие цены на нефть давали сказочные сверхдоходы, а темпы экономического роста превысили 7% в год. Но кризис привел к обвалу на рынках, падению цен на энергоносители, массовому бегству капиталов из России, которое подстегнула война в Грузии.

Что касается экономических перспектив, то, по словам Эшдауна, у России они нерадужные, и для Евросоюза очень важно, чтобы Россия не скатилась в протекционистское русло. "Всякий, кто занимается Россией, хорошо знает, что в моменты экономических трудностей увольняют премьер-министра, сваливая на него, справедливо или нет, всю ответственность за ухудшение жизни. Сейчас этот вариант вряд ли возможен, учитывая положение Владимира Путина", - предполагает Эшдаун.

Он считает, что ситуация серьезная, но не катастрофическая. Хотя в Европе есть обоснованная обеспокоенность возможным коллапсом российской экономики. "Во-первых, Стабилизационный фонд съежился наполовину за последние всего лишь два месяца. Во-вторых, происходит девальвация рубля. Это серьезно не только для России, но и для ЕС. Мы должны сделать все, чтобы избежать дальнейшего ухудшения. Оно имело бы серьезные негативные последствия для Европы. Вторая проблема - Грузия. Из-за нее наши отношения переживают особенно трудные времена", - сказал Эшдаун. По его словам, ухудшение отношений России с ЕС происходит по мере ее самоутверждения как сверхдержавы. Война в Грузии подтолкнула процесс. В этом серьезном дипломатическом кризисе все стороны допустили ошибки, считает он.

По мнению эксперта, президент Грузии Михаил Саакашвили ошибся в попытке решить силой проблему территориальной целостности Грузии, а Россия совершила очевидную ошибку, ударив по Грузии.

"Любой непредвзятый наблюдатель усмотрел в этом возврат к "доктрине Брежнева", к разделению Европы на сферы влияния. Нам понадобилось полвека, чтобы уйти от этого состояния, которое тысячу лет было источником войн на континенте. И если Москва предложит Западу вернуться к системе сфер влияния, мы ответим решительным "нет", - пояснил Эшдаун.