Президент Буш планирует посвятить Ирану свою речь, которую произнесет перед Генеральной Ассамблеей, пояснив президентам и премьер-министрам, почему он считает правительство Тегерана серьезной угрозой
whitehouse.gov
 
 
 
В воскресенье Райс обедала с комиссаром ЕС по внешней политике Хавьером Соланой, который в последнее время предпринимал усилия по инициированию переговоров между Тегераном и администрацией Буша
AP Photo
 
 
 
Франция, Великобритания и Германия выразили согласие поддержать введение санкций против Ирана, если он не прекратит программу обогащения, однако в то же время европейцы готовы искать путь переговоров
AFP

Во вторник мировые лидеры соберутся в Нью-Йорке, где пройдет заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Одной из главных тем станет ситуация вокруг иранской ядерной программы. Президент Буш планирует посвятить Ирану свою речь, которую произнесет перед Генеральной Ассамблеей, пояснив президентам и премьер-министрам, почему он считает правительство Тегерана серьезной угрозой, однако готов поддержать переговоры с целью смягчения поводов для тревоги. Об этом в понедельник пишет The Washington Post (полный текст на сайте InoPressa.ru).

На протяжении четырех лет Буш безуспешно пытался добиться сворачивания иранской ядерной энергетической программы, которую можно использовать и в военных целях. В то время как многие союзники разделяют его подозрения в отношении секретной иранской программы, они не спешат поддержать президента США, который за последние 5 лет вторгся в две страны и заявил, что Ирану уже предложены все возможные варианты, и выбор за ним.

На последней встрече в ООН в прошлом году Буш и госсекретарь США Кондолиза Райс потратили несколько дней на то, чтобы убедить ключевых союзников передать иранский вопрос в СБ ООН, где у США больше рычагов, с помощью которых можно добиться введения санкций. Им это не удалось, однако спустя 6 месяцев, после дополнительных дипломатических усилий и недостаточной степени сотрудничества со стороны Ирана, вопрос вновь был вынесен на повестку дня совета. Теперь президент США и его главный дипломат проведут новые встречи с союзниками – на этот раз, чтобы обсудить перспективы переговоров, а также варианты действий, если переговоры не состоятся.

В воскресенье Райс обедала с комиссаром ЕС по внешней политике Хавьером Соланой, который в последнее время предпринимал усилия по инициированию переговоров между Тегераном и администрацией Буша. В конце этой недели Солана встретится с иранским переговорщиком по ядерным вопросам Али Лариджани.

Чиновники, проинформированные об усилиях Соланы, заявили, что он ожидает от Лариджани озвучивания твердой готовности иранского правительства остановить программу обогащения урана. Лариджани предлагал временную приостановку, однако пока неясно, сможет ли он добиться согласия всех политических сил Ирана на этот подход. Если договоренность будет достигнута, американские дипломаты присоединятся к совместным групповым переговорам с европейскими странами, Россией, Китаем и Ираном по вопросу об энергетических потребностях Тегерана и будущем ядерной программы.

В то же время несколько чиновников администрации скептически оценивают вероятность того, что Лариджани сумеет добиться такого согласия. Они указали, что администрация Буша не провела приготовлений к переговорам, таких как утверждение состава команды переговорщиков и формулировка главных принципов дискуссий. Если Иран не заморозит свою ядерную программу, хотя бы временно, администрация продолжит лоббировать союзников с целью введения экономических санкций.

Во вторник вечером Райс проведет обед с министрами иностранных дел Франции, Великобритании, Германии, России, Китая и Италии, на котором будет обсуждаться иранский вопрос, пишет издание.

Франция, Великобритания и Германия выразили согласие поддержать введение санкций против Ирана, если он не прекратит программу обогащения, однако в то же время европейцы готовы искать путь переговоров и уже несколько месяцев ведут переговоры с отдельными иранскими чиновниками.

Россия, Китай, Япония, Индия и Италия – влиятельные страны с миллиардами долларов инвестиций в иранской нефтегазовой индустрии – проявляют особенное нежелание поддерживать санкции. Однако все стороны, включая Россию и Китай, которые являются двумя самыми близкими экономическими партнерами Ирана, – публично заявили, что если Тегеран хочет начала переговоров, то он должен остановить свою ядерную программу.

Американский журнал Time (полный текст на сайте InoPressa.ru) публикует интервью с президентом Ирана Махмудом Ахмади Нежадом.

Президент Ирана пояснил свои высказывания по поводу ядерной программы Ирана, политики Джорджа Буша, отрицания Холокоста и ситуации на Ближнем Востоке. О своем прошлогоднем визите в Нью-Йорк Махмуд Ахмади Нежад рассказал, что был огорчен отсутствием контактов с американцами, однако у него сложилось положительное мнение о них.

Он напомнил также о письме, которое ранее направил президенту США Джорджу Бушу, отметив, что "дал некоторые рекомендации президенту и надеется, что он прислушается к ним". "Я хотел бы спросить его: неужели рационализм, духовность, гуманность и логика плохи для людей? Зачем наращивать конфликт? Зачем нам идти к военным действиям? Зачем нужна гонка оружия массового уничтожения? Все мы можем любить друг друга", - отметил Ахмади Нежад.

На вопрос, почему сторонники Ахмади Нежада выкрикивают лозунг "Смерть Америке", президент Ирана пояснил, что "они ненавидят агрессию, тактику запугивания, нарушения прав народа на самоопределение и дискриминацию любого толка". "Я бы порекомендовал президенту Бушу изменить свое поведение, и остальное приложится", - добавил иранский лидер.

Ахмади Нежад подчеркнул, что "если бы правительство Ирана действовало так же (как правительство США), то и у американского народа было бы полное право выкрикивать "Смерть Ирану". Он добавил также, что конфликт США и Ирана не предопределен судьбой, и все еще может измениться. "Правительство США не должно вмешиваться в наши дела, пусть оно живет своей жизнью и следует интересам американского народа", - отметил Ахмади Нежад.

"Мы против ядерного оружия, - сказал президент Ирана. – Мы считаем, что оно было создано только для того, чтобы убивать людей, оно не служит людям. Именно поэтому в прошлом году, обращаясь к Генеральной Ассамблее ООН, я предложил создать комитет по разоружению всех стран, обладающих ядерным потенциалом".

"Ядерное оружие сегодня – всего лишь тупой инструмент. У нас нет конфронтации с Пакистаном или Индией, они друзья Ирана и всегда ими были. Сионистский режим не может использовать ядерное оружие: проблемы не решаются бомбами, бомбы - это вчерашний день. Что нам действительно нужно – это логический путь к решению проблемы", - продолжил президент Ирана.

На вопрос, почему Иран не соглашается приостановить обогащение урана для того, чтобы добиться доверия мирового сообщества, Ахмади Нежад ответил: "А что такое – мир? Соединенные Штаты? Администрация США это далеко не весь мир, а Европа не составляет и одной двадцатой мира". "Изучив условия Договора о нераспространении ядерного оружия, я нигде не нашел указаний на то, что для производства ядерного топлива нам необходимо добиться доверия США или некоторых европейских стран", - добавил он.