В битве за Эль-Фаллуджу, по словам американского военного командования, было убито 1000-1200 боевиков.
Однако, как сообщали СМИ, армия и морская пехота нашли в Эль-Фаллудже меньше тел, чем ожидали. Как вооруженные силы ведут подсчет убитых врагов, задаются вопросом журналисты издания Slate (перевод на сайте Inopressa.ru).
Вообще-то американские вооруженные силы официально не подсчитывают количество убитых врагов. Однако штаб-квартира, ответственная за каждую операцию (в случае с Эль-Фаллуджей это 1-й экспедиционный корпус морской пехоты), часто составляет подобную статистику, которая и объясняет, почему время от времени такие данные попадают в газеты. После проведения операции штаб-квартира собирает донесения каждого подразделения, чтобы сформулировать единую оценку потерь врага во всей операции.
Подразделения направляют разные типы отчетов. Самый достоверный способ подсчета жертв - это физический подсчет тел мертвых врагов. После того как военное подразделение устанавливает контроль над определенным районом, военные сообщают в свои штаб-квартиры о количестве найденных тел.
Однако это число обычно является ниже реальных потерь врага, так как противник стремится к тому, чтобы не оставлять тел погибших на месте боя. Этот подсчет также не учитывает раненых солдат, которые были эвакуированы с поля боя и скончались позднее, а также вражеских солдат, погибших в результате применения артиллерийских снарядов или бомб. В таких случаях от тел не остается практически ничего.
Также существуют так называемые "контактные доклады", которые регулярно поступают из подразделений, участвующих в сражении. Например, отряд пехотинцев информирует свою штаб-квартиру о ходе боя, после его завершения - о его исходе, а также о количестве жертв у врага по оценке командующего отрядом. Так что если солдат стрелял в противника и полагает, что убил его, командующий отрядом может включить эту смерть в свой "контактный доклад", даже если его подразделение не в состоянии произвести осмотр территории и получить подтверждение.
Если военные уничтожили вражеское транспортное средство, командующий обычно уточняет количество погибших и включает их в отчет. (Обычно такие оценки строятся на количестве мест в транспортном средстве). По словам полковника морской пехоты в Ираке, такие отчеты довольно надежны, однако все равно они не точны. Так, если в отчете речь идет о 20 убитых, то на самом деле это может быть от 15 до 25 человек, потому что стресс и ошибки в оценке возможностей и сил врага может помешать войскам дать точный отчет.
В статистику убитых также включается количество вражеских солдат и гражданских лиц, погибших во время артиллерийских обстрелов или воздушных ударов. Хотя в таких случаях ведущие обстрел не всегда могут отчетливо видеть свои мишени, аналитики разведки полагаются на оценку состояния мишени до и после удара.
В Эль-Фаллудже военные аналитики полагаются на видеосъемки, ведущиеся беспилотными воздушными средствами, которые постоянно летают над городом. Аналитики внимательно наблюдают за зданиями, по которым должны быть нанесены удары, подсчитывают, сколько человек вошло и вышло, и строят предположения о том, сколько человек могло пострадать во время конкретного удара.
Вооруженные силы США в целом не составляют формального отчета об общем количестве погибших, потому что они не хотят использовать эти цифры для выводов об успешности или провале на поле боя. В понедельник командир морской пехоты в Эль-Фаллудже заявил журналистам: "Мне никогда не нравилось и никогда не будет нравиться подсчитывать убитых врагов".
Корни этого замалчивания уходят в прошлое - войну во Вьетнаме и крупные проблемы, которые возникали, когда министр обороны Роберт Макнамара придавал чрезмерную важность подсчету тел врагов, считая количество убитых мерилом успешности боевых действий.