На открытии заседания ООН на прошлой неделе президент Буш сказал, что Соединенные Штаты могут добиться на мировой арене гораздо большего, создавая коалиции, а не выступая в качестве "одинокого рейнджера"
AP Photo
 
 
 
Находясь в стенах ООН, Буш увидел дивный новый геополитический мир, в котором его союзники по одному вопросу могут в соседней комнате затевать что-то против него по другому вопросу
Архив NEWSru.com
 
 
 
После войны в Ираке, президент все чаще сталкивается с тем, что можно было бы назвать коалицией несогласных, которые преследуют собственные интересы или отодвигают цели Америки в поисках нефти или регионального влияния
Архив NEWSru.com

Китай, Россия и Индия, страны, которые президент США Джордж Буш считает своими партнерами, объединились, чтобы сорвать совместную попытку США и Европы наложить санкции на Иран за предположительно разрабатываемую там программу ядерного вооружения. Вашингтону на этом этапе пришлось отступить.

На открытии заседания ООН на прошлой неделе президент Буш сказал, что Соединенные Штаты могут добиться на мировой арене гораздо большего, создавая коалиции, а не выступая в качестве "одинокого рейнджера". Когда Буш начал создавать коалицию после 11 сентября, он ожидал, что Соединенные Штаты будут стержнем такой структуры.

Однако, находясь в стенах ООН, Буш увидел дивный новый геополитический мир, в котором его союзники по одному вопросу могут в соседней комнате затевать что-то против него по другому вопросу, пишет американская газета The New York Times. После войны в Ираке, президент все чаще сталкивается с тем, что можно было бы назвать коалицией несогласных, которые преследуют собственные интересы или отодвигают цели Америки в поисках нефти или регионального влияния. (Перевод на сайте Inopressa.ru.).

Безусловно, такие движения начались задолго до того, как Джордж Буш стал президентом. Европа разрабатывала общую военную стратегию, независимую от Вашингтона, а азиатские и латиноамериканские страны сплачивались, в основном для заключения торговых соглашений. Но период после 11 сентября 2001 года несколько сгладил эти разногласия. Многие страны решились объединиться с президентом, объявившим, что надо выбрать – "быть с нами или против нас".

Четыре года спустя президент уже не выглядит столь непоколебимым, отмечает издание. Соблазн вступать в особые партнерские отношения для некоторых стран оказался непреодолимым. Однако более важным, возможно, является необычный характер стран, решивших отмежеваться от президента Буша, и те неприятности, которые это может сулить в будущем, пишет The New York Times и приводит наиболее неожиданные варианты союзов против Буша.

Россия, Индия и Китай

Попытка применить санкции против Ирана на данном этапе провалилась, в первую очередь, из-за этой тройки. Китай и Индия развиваются в таком темпе, что превратились в крупнейших потребителей нефти – а значит, в друзей Ирана. Россия была ключевым поставщиком для Ирана в рамках проекта строительства большого ядерного реактора. Никто не хочет ставить под угрозу свои отношения с Ираном в связи с программой ядерного вооружения, существование которой Тегеран отрицает.

У этих стран имеются рычаги, поскольку Россия и Китай обладают правом наложить вето на любую санкцию Совета Безопасности ООН. В связи с этим Буш не хочет выступать с предложением, которое может быть отвергнуто, что, вероятно, только подстегнет Иран в разработке ядерной программы.

Ситуация с Ираном породила еще одно странное партнерство: Индия и Пакистан. Обе эти страны десятилетиями тайно занимались разработкой ядерного арсенала, считая мишенями друг друга. Три года назад Соединенные Штаты пытались помешать им взорвать друг друга в связи с конфликтом из-за Кашмира. Сейчас Индия и Пакистан одинаково возражают против наказания Ирана.

Никто не предполагает, что это внезапное взаимопонимание между Пакистаном и Индией знаменует окончание их вражды. Но для многих шокирующим является то обстоятельство, что Пакистан, который Буш объявил "главным союзником за пределами НАТО", и Индия, только что заключившая с Вашингтоном договор о сотрудничестве в области гражданских ядерных технологий, объединяются в противостоянии главнейшим целям Буша.

Китай и Южная Корея против Соединенных Штатов и Японии

Во время холодной войны союзы были простыми. В тихоокеанском регионе США держались сообща с Японией и Южной Кореей. Северная Корея была заодно с Китаем. Потом наступил бум 1990-х, когда Китай решил, что капитализм не так уж плох, и установил дипломатические отношения с Южной Кореей.

Для Вашингтона и Токио сейчас первоочередная задача - разоружение Северной Кореи. Однако Южная Корея и Китай жаждут одного - стабильности. Поэтому они будут, пока это возможно, всеми средствами пытаться предотвратить односторонние действия со стороны Соединенных Штатов.

Россия и Европа

Стоя в пятницу вечером в Восточной комнате рядом с Владимиром Путиным, президент Буш сказал, что сбился со счета, вспоминая встречи с Путиным, потому что их было больше, чем пальцев на руках. Кроме того, он никогда не упускает возможности поблагодарить Путина за сотрудничество в борьбе с терроризмом.

Однако реальность такова, что в Белом доме многие испытывают серьезные подозрения относительно мотивов Путина и его централизации власти. В связи с этим Путин ищет поддержки в Европе, особенно по вопросам, на которые у администрации Буша и Европы разные взгляды: война в Ираке, Ближний Восток, глобальное потепление.

К тому же, как и многие в Европе, Путин не вполне доволен призывом Буша к распространению демократии во всем мире. Периодически он сам становится объектом критики США в связи с действиями по укреплению власти Кремля, заключает издание.