В сенате США подняли вопрос о включении российских радиолокационных станций (РЛС) в систему противоракетной обороны в Европе. Сенатские слушания были посвящены потенциальным угрозам ракетных ударов со стороны Ирана и КНДР. По мнению политологов, возвращение к теме российских РЛС нужно Вашингтону, чтобы избежать пауз в диалоге с Москвой, пишет GZT.ru.
К 2015 году Иран может создать баллистическую ракету, способную поражать объекты на территории США, заявил на состоявшихся во вторник слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил помощник замминистра обороны по политическим вопросам Джеймс Миллер.
По его словам, основная угроза Соединенным Штатам и их союзникам исходит со стороны Ирана и Северной Кореи. Хотя ни одна, ни другая страна пока не обладают ракетами, которые могли бы долететь до США, они активно работают в этом направлении.
- Политологи: США просто ищут повод продолжить диалог с Россией
- Бывший госсекретарь Киссинджер поддерживает идею совместной ПРО
В Иране подозрения, озвученные в Вашингтоне, немедленно отвергли. "Такой программы у нас нет", - заявил в среду министр обороны Исламской Республики Иран Ахмад Вахиди. "Подобные заявления являются составной частью проводимой против Ирана его врагами психологической войны", - подчеркнул иранский министр.
В Вашингтоне, однако, воспринимают заявления Тегерана с недоверием и считают, что власти Ирана питают агрессивные намерения.
Перечисляя способы противодействия ракетной угрозе, Миллер сказал, что Вашингтон хотел бы продолжить обсуждение с Москвой взаимодействия в сфере ПРО. Он полагает, что у России и США есть "взаимный интерес" в развитии подобного сотрудничества.
"Мы бы хотели продвинуться вперед в этом направлении и перейти от совместной работы по оценке ракетных угроз к рассмотрению возможности включения российского радара под Армавиром и потенциально других компонентов в нашу архитектуру ПРО в Европе", - пояснил Миллер.
Он рассказал, что среди тем, которые американские политики и военные недавно обсуждали со своими российскими коллегами, были следующие: обмен данными, получаемыми с существующих радаров США и России, проведение совместных полетных испытаний противоракет. Кроме того, по его словам, поднималась тема проведения экспериментов по сведению воедино информации, получаемой с наземных и космических радарных американских систем, с данными российских РЛС в Габале (Азербайджан) и под Армавиром.
Выступивший на слушаниях глава пентагоновского Агентства по ПРО генерал Патрик О'Рейли также сообщил, что его ведомство выступает за диалог с Россией в сфере противоракетной обороны. "Российские радары существенно улучшили бы наши возможности по наблюдению за разработкой баллистических ракет и их полетными испытаниями в Юго-Западной Азии", - цитирует его слова ИТАР-ТАСС.
Пентагон отказался от российских радаров, но после передумал
Впервые о возможности использования американцами российских РЛС заговорили в 2007 году. Тогда президент США объявил о решении создать свои базы противоракетной обороны в Польше и Чехии, которые должны были стать защитой от возможных атак со стороны Ирана или Северной Кореи. Однако Москва выступила резко против этой американской инициативы, считая ее нарушением сложившегося глобального баланса сил.
В качестве ответного шага Владимир Путин предложил разместить американские системы ПРО в Армавире и на расположенной в Азербайджане российской военной базе Габала. Однако Пентагон ответил, что габалинская база не соответствует современным техническим требованиям.
О том, что отказ от путинского предложения был ошибкой, заговорили, когда в Белом доме появился новый президент. В частности, министр обороны США Роберт Гейтс в июне прошлого года заметил, что одним из этапов развития сотрудничества двух стран могло бы стать размещение на территории России американской системы ПРО.
Политологи: США просто ищут повод продолжить диалог с Россией
Политологи сомневаются, что вопрос об использовании Соединенными Штатами российских РЛС будет положительно решен в ближайшее время. "Американская администрация ищет формы для продолжения диалога с Москвой после подписания нового договора об СНВ", - сказал GZT.RU главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
Эксперт убежден, что ПРО - это главная тема для обсуждений на всех российско-американских переговорах в обозримом будущем. "Без прояснения дальнейшей судьбы проекта по созданию американской системы противоракетной обороны дальнейших сдвигов в стратегической сфере не будет. Вернуться к российскому предложению 2007 года - хороший способ не допустить возникновения пауз в диалоге Москвы и Вашингтона", - считает Лукьянов.
Бывший госсекретарь Киссинджер поддерживает идею совместной ПРО
Выстраивать совместную с Россией ПРО для защиты от Ирана рекомендует американской администрации и бывший госсекретарь Генри Киссинджер. Но Соединенным Штатам нужны также противоракетные системы, находящиеся под собственным контролем, для защиты от стратегических угроз с других направлений.
"Поэтому давайте сотрудничать с Россией по иранскому вопросу, но мы не можем ослаблять защиту и от других угроз - особенно несанкционированных и случайных запусков", - сказал он в интервью, опубликованном газетой The Christian Science Monitor.
Киссинджер, который в президентство Никсона стоял у истоков сближения США и Китая, только начинавшего оправляться от "культурной революции", полагает, что для обеих сторон сегодня "важно... сотрудничать с прицелом на долгосрочную перспективу", для чего будущим поколениям предстоит добиться "гармонии" между присущими США и Китаю видениями мира. Эту задачу он назвал "крупной неразрешенной проблемой сегодняшней геополитики". Китай осознает опасность распространения ядерного оружия, однако конкретного прогноза относительно того, поддержит ли эта страна предлагаемые Вашингтоном санкции против Ирана, Киссинджер не дал, сообщает InoPressa.