В России необходимо создать институт "уполномоченного по пыткам"
Архив NTVRU.com

Российские правозащитники высказываются за введение в РФ должности независимого государственного "уполномоченного по пыткам". Как заявил на пресс-конференции в четверг координатор программ Московской хельсинкской группы Сергей Шимоволос, такая рекомендация содержится в представленном российскими неправительственными организациями в Комитет против пыток ООН докладе, ставшем альтернативой официальному докладу, представленному РФ этой весной.

Шимоволос полагает, что создание в РФ такой должности поможет ввести в российское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство термин "пытка". Он подчеркнул, что в настоящее время российское законодательство в этой сфере не урегулировано, передает "Интерфакс".

По словам Шимоволоса в представленном в ООН российскими правозащитниками докладе отмечается, что с пытками и жестоким обращением в России "ситуация достаточно сложная и даже, можно сказать, опасная для институтов гражданского общества".

В составлении альтернативного доклада, представленного в Комитет против пыток ООН, участвовали Комитет солдатских матерей, общество "Мемориал", Московская хельсинкская группа и другие правозащитные организации.

По данным правозащитников, если в 2001 году от общего числа жалоб заключенных 70% представляли собой жалобы на издевательства правоохранительных органов, то в 2002 году уже 90% жалоб от осужденных - это жалобы на пытки.

По данным комитета за гражданские права, в течение 2001-2002 годов в его адрес поступило 9 тыс. жалоб от заключенных , и 16% из них составляли жалобы не просто на жестокое обращение или тяжелые условия содержания, а именно на применение пыток. Причем в 10% случаев факты пыток не вызывают никаких сомнений, поскольку удостоверяются соответствующими медицинскими заключениями, однако лишь по двум случаям из более чем 200 заведены уголовные дела.

По словам депутата Госдумы, члена комитета по законодательству Юлия Рыбакова, с помощью насилия должностные лица "пытаются решить вопрос раскрываемости преступлений, так как профессионально не способны достичь этого иным способом". По его мнению, применение пыток при ведении следствия в правоохранительных органах должно наказываться заключением на срок от 3 до 8 лет.

По утверждению заместителя начальника Центра общественных связей Главного управления исполнения наказаний Олега Филимонова, в российской системе исполнения наказания пытки не применяются. По словам Филимонова, нет никакой необходимости в законодательном закреплении понятия пытки. Он пояснил, что Россия подписала международную конвенцию, запрещающую применение пыток и других наказаний, унижающих человеческое достоинство. Представитель ГУИН подчеркнул, что "в этой конвенции содержится понятие пытки, а коль скоро мы являемся членами этой конвенции, то в нашем Уголовном кодексе незачем определять понятие пытки, поскольку международный договор имеет приоритет перед российским законодательством".

Филимонов добавил: "Конвенцией предусмотрено, что пытка - это умышленное унижение достоинства человека, причинение физической боли, психических страданий человеку. Если говорить о таких пытках, то их у нас нет. Они строго-настрого запрещены конвенцией, да и вообще мы не применяем ничего подобного".

Заявления, подобные тому, которое сделал Юлий Рыбаков, звучали не раз. Известный адвокат Генрих Падва, в частности, говорил, что состояние уголовно-исполнительной системы в России "просто катастрофическое". По его мнению, нужны самые решительные, самые серьезные меры.

Многие политики нередко вспоминают о пытках, касаясь "чеченского вопроса". Так, депутат Госдумы Асламбек Аслаханов в интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine заявил о произволе, вызванном "зачистками" в Чечне.

Россия занимает второе место в мире после США по численности заключенных на душу населения. Общее количество заключенных, содержащихся в учреждениях ГУИН Министерства юстиции России, составляет 924 тысячи человек или 650 на 100 тысяч населения.