Возбуждение уголовного дела против второго президента Украины Леонида Кучмы по обвинению в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе стало для него неожиданностью, передает "Интерфакс". "Как снег среди ясного неба", - сказал он журналистам в среду перед допросом в Главном следственном управлении Генеральной прокуратуры Украины (ГПУ).
"Я узнал об этом так же, как и вы, - из средств массовой информации. Поэтому я сегодня иду и жду, что мне скажут", - сказал он. Кучма напомнил, что не единожды приходил в ГПУ для дачи показаний как свидетель. "Нового не могло появиться за это время, потому что кроме пленок, которые, как вы сами понимаете, не могут быть доказательством, ничего нет", - добавил он.
"Я пять лет назад говорил, что это большая провокация против Украины, и считаю точно так же сегодня", - цитирует Кучму ИТАР-ТАСС. На вопрос о политической подоплеке открытия уголовного дела против него Кучма ответил, что с его стороны "было бы некорректно комментировать данный вопрос". "Я бы не хотел думать, что ГПУ по чьей-то указке открывает уголовное дело", - подчеркнул экс-президент.
"Я спокоен. Я честно говорю. Я спокоен. Потому что я чувствую, что… Вы прекрасно знаете, что 10 лет я жил в условиях более жесткого психологического прессинга: он то поднимался, то опускался, в зависимости от того, какие события происходили в Украине, - то выборы, или какая-то другая экономическая ситуация, то кому-то не угодил. Это действительно так было", - сказал также Кучма.
По словам экс-президента, именно из-за этого он сегодня морально готов "пройти через все муки ада", чтобы доказать, что не виновен, сообщает NEWSru ua. "Я хочу, чтобы в истории Украины осталась только правда, что я сделал для страны и что я не делал", - подчеркнул Кучма.
Кучма отказывается встречаться с майором президентской охраны Николаем Мельниченко, который утверждает, что записал на диктофон в 2000 году устное распоряжение президента "разобраться" с Гонгадзе, и подтвердил недавно, что по-прежнему ожидает очной ставки с бывшим президентом.
"Нет, конечно, не потому что я не готов, просто не хочу и не буду встречаться. Вы представляете, по каким причинам. Не хочу больше говорить", - сказал он журналистам в среду перед допросом в ГПУ, отвечая на вопрос о том, готов ли он к очной ставке с Мельниченко.
Генпрокуратура возбудила уголовное дело против Кучмы в связи с расследованием убийства оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе. Не исключено, что результатом уголовного дела будет оправдание Кучмы либо по реабилитирующим признакам (если состава преступления не найдут), либо по нереабилитирующим (если просто вину не докажут). Эксперты полагают, что именно оправдание экс-президента и служит целью возбуждения против него дела, отмечает украинская газета "Сегодня".
Но эта версия выглядит неубедительно, считает обозреватель УНИАН Николай Писарчук. Он утверждает, что Кучма давно не общался с действующим президентом (и его несостоявшимся преемником на выборах 2004 года) Виктором Януковичем, без санкции которого возбуждение уголовного дела было бы невозможным, и отношения между Кучмой и Януковичем сейчас достаточно напряжены. Если Кучму в итоге и оправдают, то это произойдет нескоро, считает Писарчук.
Во-первых, Янукович питает к Кучме личную ненависть за то, что тот в 2004 году "кинул" его, "отгрузив" Украине Ющенко. Во-вторых, через Кучму Янукович метит в его зятя, миллиардера Виктора Пинчука, чьи телеканалы, особенно СТБ и "Новый канал", критикуют действия властей.
В-третьих, еще одной целью атаки на Кучму может стать председатель Верховной Рады Владимир Литвин, который, утверждает обозреватель, "давно боится дела Гонгадзе, как черт ладана (видно, есть свои причины)". От Литвина Януковичу нужно согласие его фракции голосовать за земельную и пенсионную реформу, Жилищный и Трудовой кодексы.
В-четвертых, Янукович демонстрирует справедливость и беспристрастность, будучи готовым посадить в тюрьму даже своего прежнего покровителя. И в-пятых, граждан отвлекают от социально-экономических проблем. К тому же за Кучму не вступятся ни Запад, ни Россия.
Дело Гонгадзе
Оппозиционный журналист Георгий Гонгадзе, главный редактор интернет-издания "Украинская правда" пропал в Киеве 16 сентября 2000 года. В ноябре того же года его обезглавленное тело было обнаружено в лесу вблизи города Тараща Киевской области.
В 2000 году были обнародованы записи, сделанные бывшим офицером государственной охраны Николем Мельниченко якобы в кабинете бывшего в то время президентом Украины Леонида Кучмы. На пленке голос, похожий на голос Кучмы, отдает распоряжение "разобраться с журналистом". Однако следователи заявляли, что не рассматривают экс-президента Кучму в качестве фигуранта дела об убийстве Гонгадзе.
Подозреваемые в причастности к убийству были задержаны в феврале 2005 года. Ими оказались трое сотрудников департамента внешнего наблюдения и криминальной разведки МВД, подчиненные генерала Алексея Пукача. Судебный процесс над ними начался в декабре 2005 года.
В 2008 году все трое были признаны виновными в совершении убийства журналиста. Свою вину бывшие правоохранители признали частично, отрицая, что убийство Георгия Гонгадзе было совершено ими по предварительному сговору. 15 марта 2008 года Апелляционный суд Киева вынес подсудимым приговор: Валерий Костенко и Александр Попович были осуждены на 12 лет лишения свободы, Николай Протасов - на 13 лет.
В июле 2009 года в одном из сел Чудновского района Житомирской области был арестован сам Пукач, ему предъявлены обвинения в убийстве Гонгадзе. Пукач сообщил, что приказ убить Гонгадзе ему отдал лично Кравченко и он был лично представлен Владимиру Литвину (тогда главе АПУ) через несколько дней после преступления. Это якобы произошло случайно, когда Литвин заехал проведать Кравченко в его кабинете.
Пукач заявил, что приказ отрезать голову и перезахоронить тело Гонгадзе он получил на второй день после этих событий в кабинете Кравченко, чтобы замести следы, но он, Пукач, испугался, что станет крайним, и подбросил в могилу украшения Гонгадзе, чтобы того быстрее опознали.
Согласно материалам следствия, экс-глава МВД Кравченко покончил с собой 4 марта 2005 года. К делу приложена записка, текст которой, по словам следователей, таков: "Мои дорогие, я не виновен ни в чем. Простите меня. Я стал жертвой политических интриг президента Кучмы и его окружения. Ухожу от вас с чистой совестью. Прощайте". Генпрокуратура направляла записку на графологическую экспертизу, которая подтвердила, что написана она рукой Кравченко.