Генеральный директор Международного агентства по ядерной энергетике (МАГАТЭ) Мухаммед аль-Барадеи считает, что опасность ядерной войны "еще никогда не была такой большой, как сейчас".
Архив NEWSru.com
 
 
 
Возник ядерный черный рынок, который развивается чрезвычайно умно. В одной стране составляются планы, в другой - изготавливаются центрифуги, которые потом отправляются через третью страну к неизвестному конечному потребителю
Архив NEWSru.com
 
 
 
'Я боюсь, что ядерное оружие попадет в руки диктаторов и террористов', - заявил аль-Барадеи
Архив NEWSru.com
 
 
 
Мухаммед аль-Барадеи также подверг критике стремление США контролировать процесс разоружения в других странах. "Этим призвана заниматься моя организация, и никто другой", - считает он
Архив NEWSru.com

Генеральный директор Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) Мухаммед аль-Барадеи считает, что опасность ядерной войны "еще никогда не была такой большой, как сейчас". Особенно обеспокоен глава МАГАТЭ новыми сведениями по поводу незаконной торговли ядерными технологиями.

"Угроза ядерной войны приблизится, если мы не задумаемся о новой международной системе контроля", - заявил Мухаммед аль-Барадеи в интервью журналу Spiegel (перевод на сайте Inopressa.ru).

"Возник ядерный черный рынок, который развивается чрезвычайно умно, - говорит аль-Барадеи. - В одной стране составляются планы, в другой - изготавливаются центрифуги, которые потом отправляются через третью страну к неизвестному конечному потребителю. Замешаны предприимчивые ядерные эксперты, бессовестные фирмы, даже государственные органы. Очевидно, что в последние годы система международного контроля за экспортом оказалась совершенно беспомощной".

"Я боюсь, что ядерное оружие попадет в руки диктаторов и террористов", - заявил аль-Барадеи.

"К сожалению, нужно признать, что инспекторы МАГАТЭ не смогли остановить Пакистан, Индию и Израиль от разработки ядерной бомбы". Разрабатываемые сейчас в США так называемые тактические ядерные мини-бомбы тоже могут понизить порог сдерживания для нанесения ядерного удара, заявил он.

Мухаммед аль-Барадеи также подверг критике стремление США контролировать процесс разоружения в других странах. "Этим призвана заниматься моя организация и никто другой", - считает он.

Технология создания ядерного оружия могла попасть в Северную Корею и Ливию из Голландии

Два министра правительства Нидерландов 19 января признали, что секретная ядерная технология, разработанная голландской компанией, возможно, была передана Ливии и Северной Корее, а также Ирану и Пакистану.

Это признание стало первым публичным подтверждением догадок о том, что технология центрифуги для обогащения урана, очевидно, попала в Ливию и Северную Корею. О том, что эта технология имеется у Ирана и Пакистана, было известно уже давно.

Представители Нидерландов заявили, что непонятно, каким образом могла произойти утечка технологии, которую можно использовать для производства оружия. По мнению дипломатов, публичные заявления, вероятно, приведут к усилению давления на Пакистан, который уже обвиняли в помощи Ирану и в передаче технологии КНДР и Ливии.

Американские власти давно подозревают, что Абдул Кадыр Хан, возглавлявший разработку пакистанской атомной бомбы, украл секреты центрифуги в 70-е годы, когда он работал в голландской компании Urenco. Он был осужден за кражу, но приговор отменили. По мнению властей, он непричастен к передаче технологии.

Центрифуги применяются для переработки урана в топливо для реакторов или расщепляющийся материал для бомб. Многие эксперты считают получение расщепляющегося материала самым сложным этапом в производстве атомной бомбы.

Подозрения по поводу роли Пакистана в передаче технологии центрифуги возникли летом, когда инспекторы МАГАТЭ обнаружили в Иране программу по обогащению урана, основанную на разработках Urenco. По информации, полученной из дипломатических источников, после нескольких инспекций и длительных переговоров, в ноябре Иран признал, что получил чертежи и детали центрифуги от нескольких посредников, в том числе от Пакистана.

Новые подозрения в связи с Пакистаном возникли в декабре, когда Ливия объявила, что прекращает разработку химического, биологического и ядерного оружия и открывает двери инспекторам из США, Британии и МАГАТЭ. В недавних интервью дипломаты сообщили, что в Ливии инспекторам МАГАТЭ показали центрифуги двух типов. Оборудование было явно создано на базе разработок голландского отделения Urenco и его дочерней фирмы в Германии.

Разработки, по-видимому, были получены из Пакистана, хотя не исключена также помощь из других источников. По словам дипломатов, ливийская программа находилась на ранних этапах. Цилиндры центрифуг, похожие на те, которые производит Urenco, видны на фотографиях, сделанных на одном из ливийских складов и опубликованных в Times.

Американские источники утверждают, что власти Пакистана продали технологию центрифуги КНДР в конце 90-х годов. О северокорейских программах по обогащению урана, являющихся альтернативой производству оружейного материала из плутония, известно мало.

Пакистанские власти отрицают передачу ядерной технологии Ливии. Они заявили также, что все передачи Северной Корее прекратились до того, как генерал Первез Мушарраф пришел к власти в результате военного переворота в октябре 1999 года. Однако они признали, что люди, стремящиеся заработать, могли продавать ядерные технологии Ирану в конце 80-х - начале 90-х годов. Пакистанская разведка допросила нескольких видных ученых, в том числе Хана, по поводу наличия у Ирана этой технологии. Несколько человек, включая личного секретаря Хана Ислама уль-Хака, остаются под стражей.

В Нидерландах министр иностранных дел Бернард Бот и министр экономики Лоренс-Йан Бринкхорст в письменной форме ответили на вопросы парламентариев, интересующихся тем, как технология Urenco могла попасть в другие страны. "Есть указания на то, что, помимо Ирана и Пакистана, эту технологию имеют Северная Корея и Ливия, - сообщили они. - МАГАТЭ и AIVD (голландская разведка) ведут расследование".

Даже если пакистанские ученые действовали без ведома властей, передачи секретной технологии вызывают озабоченность по поводу эффективности контроля над ядерными объектами Пакистана, считают дипломаты.

"Некоторые страны разрабатывают свои технологии в отсутствие системы контроля, - заявил европейский дипломат. - Пакистан не может умыть руки, если он не контролирует действия своих граждан".

Ливия купила технологию производства ядерной бомбы у Пакистана

Сын ливийского лидера Муаммара Каддафи - Сейф аль-Ислам Каддафи - раскрыл британской газете The Sunday Times подробности, касающиеся решения Триполи отказаться от реализации программ создания оружия массового уничтожения.

По утверждению сына Муаммара Каддафи, Ливия потратила порядка 40 млн долларов на получение возможности создавать ОМУ. По словам Сейфа, в 1990-х годах Ливия приобретала нужные компоненты на "черном рынке", у различных дельцов из Малайзии, стран Азии и Южной Африки.

Что касается технологий, то эти материалы были получены от пакистанских ученых, причастных к ядерным программам Исламабада. Сейф отметил, однако, что эти ученые действовали на собственный страх и риск, без ведома властей.

По словам Каддафи-младшего, его отец дал согласие отказаться от реализации программ создания ОМУ под гарантию США и Британии не стремиться к смене власти в Ливии. "Как только они заверили нас, что не будут этого делать, все двинулось вперед", - сказал Сейф.

Он также отметил, что Триполи не будет чинить препятствий экспертам МАГАТЭ: "Муаммар Каддафи позволит МАГАТЭ делать с компонентами ядерной программы все что угодно - уничтожить или вывезти из страны. Но Ливия хотела бы извлечь из этого выгоду и не станет отказываться, если предложение о компенсации поступит".