Бывший директор Центрального разведывательного управления (ЦРУ) Майк Помпео, чью кандидатуру накануне сенат США утвердил на должность госсекретаря, в ходе встречи со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу выразил крайнюю обеспокоенность Вашингтона из-за решения Анкары приобрести российские зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400, несовместимые с защитными комплексами НАТО, передает агентство Reuters.
Переговоры Чавушоглу и Помпео прошли в Брюсселе в рамках встречи министров иностранных дел Североатлантического альянса. Новый госсекретарь США отправился в Бельгию спустя несколько часов после утверждения в должности главы американского внешнеполитического ведомства.
По информации агентства, Помпео предложил Чавушоглу тщательно подумать о покупке совместимых с НАТО систем. Министр иностранных дел Турции, в свою очередь, после разговора со своим американским коллегой сказал журналистам, что Анкара уже не может отказаться от сделки с Москвой.
"Мы уже финализировали процесс покупки комплексов С-400. Это уже свершившаяся сделка. Но нам нужно еще больше систем противовоздушной обороны. Мы можем обсудить наши будущие закупки", - подчеркнул Чавушоглу.
Отметим, что генсек НАТО Йенс Столтенберг восхитился тем фактом, что уже спустя 12 часов после утверждения в должности Помпео прибыл в штаб-квартиру альянса. "Он "запрыгнул" в самолет буквально сразу после утверждения. Это новый рекорд", - отметил генеральный секретарь.
По итогам переговоров президента РФ Владимира Путина с главой Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, состоявшимся 3 апреля в Анкаре, Москва и Анкара договорились об ускоренной поставке Турции российских С-400.
Путин подчеркивал, что для передачи Турции технологий производства С-400 не существует никаких ограничений военно-политического характера. По его словам, этот вопрос лежит исключительно в коммерческой плоскости: "Вопрос по поводу совместного производства, передачи технологий для нас находится не в сфере доверия либо какого-то политического взаимодействия".
Кредитное соглашение по поставкам зенитно-ракетных комплексов С-400 российские и турецкие представители подписали в Анкаре еще в декабре 2017 года. Согласно заявлению секретариата оборонпрома Турции, Анкара покупает две батареи этого комплекса, которые будут обслуживаться турецким персоналом. Стороны договорились о технологическом сотрудничестве в этой области для развития производства зенитно-ракетных комплексов в Турции.
Турция стала вторым иностранным заказчиком системы после Китая и первым государством - членом НАТО, которое получит от России С-400.
Помпео: Трамп еще не принял решение о выходе из соглашения с Ираном
Новый госсекретарь США в ходе пресс-конференции после встречи со своими коллегами по НАТО также сообщил, что президент США Дональд Трамп еще не принял окончательное решение об одностороннем выходе Вашингтона из сделки по Ирану. "На данный момент решения еще нет. Наша команда работает. Я уверен в том, что нам предстоит еще много переговоров на эту тему", - пояснил глава Госдепа.
В это же время Помпео признал, что Трамп близок к выходу из соглашения из-за "отсутствия существенного исправления и преодоления недостатков" со стороны Ирана.
На днях секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ контр-адмирал Али Шамхани заявил, что при одностороннем выходе Соединенных Штатов из сделки по Ирану Тегеран вернет работу ядерных объектов "на тот уровень активности, который был до достижения договоренности".
Шамхани также отметил, что любое новое соглашение по Ирану между США и Европой будет считаться недействительным. При этом, по его словам, Организация атомной энергии Ирана готова предпринять "внезапные действия" в случае прекращения существования Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) между Тегераном и "шестеркой".
Иран и "шестерка" международных посредников (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания, Германия) в июле 2015 года подписали соглашение по иранской ядерной программе, известное как Совместный всеобъемлющий план действий. Согласно документу, Тегеран принял на себя обязательства по ограничению работ в области обогащения урана в обмен на снятие экономических и финансовых санкций. В январе 2016 года было объявлено о начале реализации сделки, и Вашингтон отменил рестрикции.
Дональд Трамп после прихода к власти неоднократно критиковал соглашение, требуя пересмотреть его. В противном случае он грозит выйти из него, называя документ худшей сделкой в истории США.