Белград, 29 июля 2008 года
Вести
 
 
 
Белград, 29 июля 2008 года
Вести
 
 
 
Белград, 29 июля 2008 года
Вести

Генеральный секретарь Сербской радикальной партии (СРП) Александр Вучич обвинил власти и лично президента республики Бориса Тадича в непропорциональном применении силы при ликвидации уличных беспорядков, вспыхнувших этой ночью в Белграде.

"Главная ответственность - на Борисе Тадиче, но не только на нем. Спасибо и Ивице Дачичу (лидер соцпартии и глава МВД Сербии) за то, что меня самого четыре раза ударили полицейской дубинкой. Жандармы били не глядя. Но для нас важно то, что мы рисковали, чтобы остановить беспорядки", - заявил Вучич, едва не ставший мэром Белграда по результатам выборов в местные органы самоуправления.

Он выразил уверенность в том, что столкновения с полицией были спровоцированы, однако часть вины лежит и на некоторых "неуправляемых" участниках митинга.

- Камера у Караджича будет как трехзвездочный европейский отель: удобная мебель и кофеварка

Число пострадавших этой ночью в столкновениях демонстрантов и полиции в центре Белграда возросло до 46 человек. Такое число раненых доставлено в столичный Центр скорой медицинской помощи. Среди них 25 полицейских.

По словам представителя Центра Горана Вуковича, речь преимущественно идет о легких травмах: почти все пострадавшие, за исключением двух, после оказания неотложной помощи отпущены по домам.

Травмы получили и два журналиста, освещавшие акцию протеста оппозиции: корреспондент одного из испанских телеканалов Мартинез Форцада и его коллега из сербского информагентства Бета Милош Джоролески, передает ИТАР-ТАСС.

Группа молодых людей, участников митинга в поддержку экс-лидера боснийских сербов Радована Караджича, отделилась от митингующих и начала бить стекла в здании Дома молодежи. Она же атаковала полицейские кордоны в центре Белграда, сообщает РИА "Новости".

Со стороны митингующих в полицию полетели камни и горящие факелы, а те, в свою очередь, пустили в ход дубинки, слезоточивый газ и резиновые пули. Столкновения с полицией произошли и близ штаб-квартиры президентской Демократической партии.

По данным "Б-92", в потасовке с полицией принимали участие около 200 футбольных фанатов, поклонников клуба "Партизан".

Представители руководства Сербской радикальной партии, которая выступила организатором митинга, попытались утихомирить разбушевавшуюся молодежь, однако это им не удалось.

В настоящий момент Площадь Республики, где проходили мероприятия, полностью взята под контроль полиции.

С чего началось

Во вторник вечером тысячи сотрудников спецназа были стянуты в Белград, где на одной из центральных площадей - Площади республики - вечером начался "Всесербский собор" - акция протеста против ареста бывшего политического лидера боснийских сербов Радована Караджича.

По сообщению сербского телерадиоканала РТС, организатором акции выступила Сербская радикальная партия (СРП). Ее инициативу поддержали Демократическая партия Сербии и "Новая Сербия". Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на правоохранительные органы, на мероприятие ожидалось до 100 тысяч человек. Но реальное число сочувствующих Караджичу было гораздо ниже - примерно 10-15 тысяч.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, на Площади Республики собрались тысячи активистов партии, прибывших сюда со всей страны и из соседней Сербской Республики на автобусах и личных автомобилях.

Радикалы ранее заявили, что готовят митинг как "протест против режима" президента республики Бориса Тадича. По их мнению, именно он принимал решение об аресте Караджича, 13 лет скрывавшегося от местных и иностранных спецслужб и следователей Гаагского трибунала. Как полагает генеральный секретарь СРП Александр Вучич, президент республики "вместе со своими прокурорами и главными редакторами некоторых СМИ начал собственную охоту и преследование инакомыслящих". "Напоминаю президенту, что предательство в Сербии не прощают. Мы не угрожаем, а предупреждаем о том проклятии, которое постигало всех предателей в сербской истории", - заявил он на пресс- конференции.

Председатель Сербской радикальной партии Воислав Шешель (с 2003 г. он без приговора находится в центре содержания заключенных Гаагского трибунала в Схевенингене) в послании к участникам акции протеста заявил, что президент Борис Тадич "превратил Сербию в колонию". Назвав Гаагский трибунал "конвейером смерти", он призвал преследующихся этой инстанцией сербов отказаться от добровольной сдачи международному правосудию.

Наблюдатели отмечают, что возглавляющая уличные протесты Сербская радикальная партия не имеет ничего против дальнейшего сближения с ЕС, однако она убеждена, что Белград не вправе покупать "входной билет в Европу", выдавая сербов Гаагскому трибуналу, чьи действия и судебные решения в глазах здешнего общества выглядят как пристрастные и политически мотивированные. Эту позицию разделяет и Демократическая партия Сербии, возглавляемая бывшим премьером Воиславом Коштуницей.

Как проходил митинг

Демонстранты пришли с флагами Сербской радикальной партии (СРП), которая выступила организатором этой акции протеста, а также с портретами Радована Караджича, лидера СРП Воислава Шешеля, находящегося сейчас в тюрьме Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), бывшего президента Югославии Слободана Милошевича.

Митинг проходил под лозунгом "Свобода для Сербии" и лозунгами в поддержку лиц, обвиняемых МТБЮ, и осуждающими действия нынешнего сербского президента.

Собравшиеся распевали сербские народные песни, а также православный гимн "Христе Боже, распятый и святой!", который служил официальной песней ныне распущенного сербского спецназа, которым командовал Милорад Улемек "Легия". Сербские власти неоднократно обвиняли его в сотрудничестве с сербскими мафиозными структурами.

В районе площади также продают футболки, кепки и значки с портретами экс-лидера боснийских сербов.

С трибуны к аудитории обратились глава сербских радикалов Томислав Николич, руководитель "Новой Сербии" Велимир Илич, а также известные в стране деятели искусства, науки и культуры.

По сообщению белградских СМИ, полицейские кордоны оцепили почти все центральные улицы Белграда, под усиленную охрану взяты президентский дворец, здание суда, где решается участь Караджича, а также посольство США, представительства иностранных компаний и рестораны сети быстрого питания McDonalds, которые были разгромлены ранее в этом году после многотысячного митинга в знак протеста против самопровозглашения независимости сербского края Косово и Метохии.

Ранее во вторник президент Сербии Борис Тадич заявил: "Все имеют право организовывать демонстрации, мыслить иначе, но следует соблюдать закон".

В ответ на эти слова генеральный секретарь СРП Александр Вучич заверил, что "будет сделано все возможное, чтобы протест прошел мирно и безопасно". При этом он призвал полицию "содействовать в обеспечении правопорядка".

Выступая в эфире РТС, заместитель начальника полиции Белграда Слободан Вуколич заявил, что "полиция предпримет все необходимые меры обеспечения безопасности". В частности, по его словам, "будет производиться съемка в момент сбора и окончания акции протеста, а также будет фиксироваться передвижение участников митинга".

Караджича обещают выдать до конца недели

Экс-президент боснийской Сербской Республики Радован Караджич будет выдан Гаагскому трибуналу "до конца текущей недели", а процесс над ним может быть завершен в 2010 году. Как передает ИТАР-ТАСС, с такими оценками выступил директор Канцелярии по сотрудничеству с Гаагским трибуналом при правительстве Сербии Душан Игнатович.

Игнатович напомнил, что Белград уже выдал Гааге 42 обвиняемых, а в розыске остаются лишь двое: бывший командующий армией боснийских сербов Ратко Младич и экс-президент ныне уже не существующей республики Сербская Краина Горан Хаджич. Перед Сербией поставлено "ясное требование - арест двух обвиняемых".

"Остается довести это сотрудничество до конца и освободить Сербию от тяжкой ноши, лежащей на ее плечах. Мы должны это сделать, чтобы стать нормальным государством, членом семьи европейских народов", - указал Игнатович.

Брюссель, требующий от Белграда выдачи обвиняемых Гаагским трибуналом, увязывает с ней вступление Сербии в ЕС, и арест Караджича пока этой позиции европейского руководства не изменил. Он вызвал, однако, волну протестов и резкий рост политической напряженности в самой Сербии.