Работавшие в Ливии по контракту палестинский врач Ашраф Аль-Хаджадж и пять медсестер из Болгарии Кристиана Вулчева, Нася Ненова, Валентина Сиропуло, Валя Червеняшка, Снежана Димитрова были арестованы в 1999 году. А началось "дело врачей" с трагедии в ливийском городе Бенгази в 1997 году. В местной больнице "Аль-Фатих" при переливании крови и вакцинации вирусом ммунодефицита были заражены 426 ливийских детей и их матери. За годы, прошедшие с момента заражения, 51 заболевший ребенок скончался.
Через два года ливийские власти предъявили обвинение в умышленном заражении пациентов пяти болгарским медсестрам и палестинскому доктору. Все попытки доказать невиновность обвиняемых и объяснить случившееся отсутствием в больнице "Аль-Фатих" элементарных санитарных норм, предпринимавшиеся в течение многолетнего судебного процесса, остались безуспешными.
Международная группа ученых, восстановив историю вируса по анализу образцов крови зараженных детей, утверждала, что болезнь появилась там еще до прибытия в 1998 году бригады иностранных врачей: «Исследование показывает, что цепь инфекций началась за несколько лет до прибытия врачей, которые обвиняются в преднамеренном распространении СПИДа», - заявлял доктор Тулио де Оливейра, молекулярный вирусолог Оксфордского университета.
Медики проанализировали генетический код вирусов ВИЧ и гепатита С у зараженных детей, чтобы определить, когда началась вспышка эпидемии. Все они показывали дату начала эпидемии в середине 90-х годов. Обвиняемые свою вину также категорически отрицали, утверждая, что соблюдали все правила безопасности. По их словам, плазма, которой располагала клиника уже была зараженной. Однако в ходе следствия они изменили свои показания и признали себя виновными.
Но суд города Бенгази проигнорировал свидетельские показания врачей из Франции, Италии и Швейцарии, работавших вместе с обвиняемыми и подтвердивших плачевное состояние больницы "Аль-Фатих", и приговорил болгарских медсестер и палестинского доктора к расстрелу. Независимым наблюдателем на процессе выступал Сейф аль-Ислам, сын Муаммара Каддафи, "лидера ливийской революции". Он гарантировал "беспристрастность правосудия". Но защита утверждает, что болгарок в полиции избивали, подвергали сексуальному насилию и пытали электрошоком. Поэтому-то они и подписали признание.
Ливийский лидер Муаммар Каддафи в конце 90-ых, в тогдашних условиях острогопротивостояния с Вашингтоном и Тель-Авивом не исключал "вероятности заговора, организованного ЦРУ или израильским Моссадом".
Однако, когда судьбой находящихся у него в руках осужденных иностранцев, озаботились не только болгарские власти, но и США, Евросоюз, а также международные правозащитные организации, Каддафи потребовал от Болгарии выплатить семьям инфицированных в госпитале "Аль-Фатих" денежные компенсации, равные тем, которые Триполи выплатил семьям погибших при взрыве американского самолета в 1988 году над Локерби, в котором был найден "ливийский след". Для сравнения: доходная часть всего болгарского бюджета за 2000 год составила 4,85 миллиарда долларов, и с тех пор положение в экономике этой страны заметно не изменилось.
София и Триполи достигли принципиальной договоренности об учреждении фонда помощи семьям ВИЧ-инфицированных детей в Ливии, в создании которого также будут принимать участие Еврокомиссия, США и Великобритания. Возглавил ливийский Фонд солидарности сын лидера Ливии Сейф аль-Ислам Каддафи. Поскольку Болгария отвергала саму возможность "покупки свободы" для своих граждан, компенсация, которой добивался Муамар Каддафи, будет получена им в виде международной помощи в решении благородной задачи - борьбы со СПИДом.
Однако власти Болгарии в двойственном положении: они не в состоянии выплатить столь огромную компенсацию, но и бросить своих граждан тоже не могут. Болгарское общество единодушно: процесс был сфабрикован ливийскими властями.
Ливия устроила над болгарскими медсестрами такой же процесс, каким было дело о теракте в шотландском городе Локерби. Расследование заражения детей вирусом СПИДа началось в Ливии тогда, когда подходило к концу дело о теракте в Локерби. Кроме того, Ливия также не признает своих граждан виновными по делу Локерби, как и Болгария не признает вины за медсестрами. И, наконец, и то, и другое дело заканчивается требованием о выплате компенсаций, суммы по которым вполне сравнимы.
Между тем в Ливии подготовлен законопроект об отмене смертной казни, который скоро поступит на рассмотрение парламента. В случае появления такого документа медики могут быть легально освобождены в обмен на крупную денежную компенсацию.