Moscow-Live.ru

"Тут давеча нас ВШЭ порадовала, что все не так уж и плохо: мы пробили очередное дно, об него не убившись. И что продолжаем погружение - мол, дорогие граждане, не бойтесь, дны (мн.число от "дно") они не жесткие, ничего с нами не случится. Спроса только нет. Не с кого-то там спроса - не с кого спрашивать! - а вообще спроса. Потому что он пробивает дны еще быстрее и скоро потеряется из виду мелкоскопов и телескопов", - пишет правозащитник в Facebook.

"Одно только как-то беспокоит по здравому размышлению.

"Давайте представим себе директора чего-то там нужное и полезное производящей фирмы. Неважно какой, частной или (страшно сказать) государственной. Для начала - частной. Вот уже который квартал как спрос падает. То есть продать то самое нужное и полезное, что фирма производит, не получается. И денег на этом нужно-полезном заработать не удается.

Как вы думаете, будет ли директор такой фирмы расширять производство нужностей и полезностей? Или сохранять на прежнем уровне? Или, паче чаяния, модернизировать производство полезного, вдруг и надолго ставшего ненужным за безденежьем покупателей? А у директора государственной фирмы откуда с деньгами лучше? От сокращающегося еще быстрее госзаказа?

Вот тут самое важное и есть: спроса нет - ничего нет надолго вперед. Потому что работников посокращаем, оборудование поизносим (не до нового - этим как-нибудь обойдемся), доходов не получим - и вот эту раскручивающуюся вниз спираль (штопором в авиации называется) быстро не остановить - инерция и отсутствие денег.

Так что считать нам дны - не пересчитать - все только начинается. И до Венесуэлы еще немножко времени есть. Немножко есть. А вот спроса нет. И ни с кого тоже нет, само собой - какой уж тут спрос!"