"В последние дни многие люди либеральных умонастроений - речь пойдет только о них - стали оповещать публику о том, как претит им формула "цель оправдывает средства". Но они, похоже, не в курсе, что она может толковаться по-разному", - пишет в Facebook вице-президент фонда "Либеральная миссия" в связи с дискуссиями вокруг инсценировки убийства журналиста Аркадия Бабченко.
"Иезуиты, которые сделали ее своим моральным девизом, понимали ее как право лишать человека жизни ради цели, которую считали более высокой, чем жизнь. А Томас Гоббс, у которого они ее заимствовали, имел в виду, "что раз всякий имеет право на самосохранение, то всякий имеет право применять все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии сохранить себя".
Кто-то согласился обмануть вас, а заодно и многих других, ради самоспасения и нейтрализации покушавшихся на его жизнь? Я допускаю, что ложь эта вас покоробила, ибо моральная максима для вас в том, что ложь - это в любом случае зло, а благая цель с неблагими средствами несовместима.
Но желательно бы при этом пояснять, чье моральное кредо вам претит - иезуитов или Гоббса. Если, как могу предположить, кредо второго, соизмерявшего, в отличие от первых, цель и средства с жизнью, а не со смертью, то надо бы, как мне кажется, апеллировать не к моральному принципу как таковому ("ложь безнравственна"), а к собственной всегдашней готовности ставить на карту свою жизнь ради этого принципа. А если даже просто выговорить "я бы предпочел лжи смерть" почему-то не получается, то ваша верность принципу может быть воспринята как морализаторство, адресованное всем, кроме себя.
Можно, конечно, не верить человеку, что он выбирал между жизнью и смертью. Но неверие не есть знание, а потому и не может служить моральным основанием для травли.
Можно считать предосудительным содействие спецслужбам даже в задержании подозреваемого в организации покушения на вашу жизнь. И само по себе предосудительным, и вкупе с соучастием в публичном обмане, ибо он из числа тех средств, которые обезнравстливают цель. Но тогда придется человека, вами осуждаемого, заподозрить и в том, что он действовал, будучи уверенным в наличии других средств, благой цели соответствующих. Так, как уверены в этом вы. Ибо без такой уверенности вам на его месте ничего не оставалось бы, как вести себя так, как повел себя он. Или, в отличие от него, признать, что обезвреживание предполагаемого преступника для вас цель не приоритетная, а интересы его и тех, кому он служит, для вас важнее, чем интересы его потенциальных жертв.
Пока ни обоснований такой уверенности, ни таких признаний услышать не довелось".