wikipedia.org

"Ноябрь – эсхатологически непростой месяц в России. Переход от народного единства к 101-й годовщине революции дается непросто. Смешать все в кучу – не значит интегрировать. Без осмысления прошлого, признания ошибок и осознания собственной истории имеем лишь воплощение в реальность фантазий антиутопических романов", - пишет предприниматель и бывший акционер ЮКОСа Леонид Невзлин в своем Telegram-канале.

"Из последнего, например, предложение ректора МГУ Садовничего ввести в школах преподавание церковнославянского языка. Как бывший ректор РГГУ я, мягко говоря, удивлен таким подходом к развитию современного мышления.

Одним из следствий революции стала огромная волна эмиграции, потеря Россией ее аристократии. Среди тех, кто покинул родину на "философском пароходе" был русский мыслитель Николай Бердяев, переживший к тому моменту уже несколько арестов.

Самое время вспомнить его "Философию неравенства". Очень актуально для нашего времени. Хотя Владимир Путин, все больше строящий настоящее на опыте советского прошлого, с ним, наверняка, не согласился бы.

"Убежден, только единое, сплоченное общество способно отвечать на самые серьезные исторические вызовы, добиваться настоящих прорывов и впечатляющих результатов, противостоять любому внешнему давлению, отстаивать суверенитет, наше духовное и историческое родство", - это Владимир Путин.

"Свобода и равенство несовместимы. Свобода есть прежде всего право на неравенство. Равенство есть прежде всего посягательство на свободу, ограничение свободы. Свобода живого существа, а не математической точки, осуществляется в качественном различении, в возвышении, в праве увеличивать объем и ценность своей жизни. Свобода связана с качественным содержанием жизни. Равенство же направлено против всякого качественного различия и качественного содержания жизни, против всякого права на возвышение", - а это писал Бердяев.

Свобода невозможна без права. "Право охраняет личность от посягательства на нее злой воли. Право делает свободу человеческой личности независимой от добродетелей и пороков других людей, от их нравственного уровня, от их произвола. Право делает возможной свободу личности даже при существовании зла, при дурной воле людей. Русские смешивают право с моралью и ставят судьбу личности в зависимость от нравственного сознания людей, от их добродетелей", - подчеркивал Бердяев. Чем не про нынешние времена?

Но есть свобода, которая должна быть гарантирована и при порочности людей, и при склонности их к насилиям. "Этого никогда не понимало народническое сознание, и правое, и левое. Такое отрицание права есть знак ослабления личного самосознания, есть недостаток личного достоинства, есть погруженность в безликий коллектив. Это свойство оказалось роковым для России", - абсолютно актуален Бердяев.

И о революции: "Революция – конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения. И осуждением до революции господствовавших слоев общества бывает то, что они довели до революции, допустили ее возможность. В обществе была болезнь и гниль, которые и сделали неизбежной революцию".