Moscow-Live.ru

"Один из навыков человека с гуманитарным образованием, - уметь посмотреть на ситуацию в другой рамке, зайдя в тупик - переосмыслить всю ситуацию в таких координатах, где тупика нет. Правительство у нас в этом смысле гуманитарий - легко отказывается от созданной им самим картины мира, когда внутри нее начинает чувствовать себя некомфортно", - пишет историк на своей странице в Facebook.

Во времена экономического роста Россия догоняла Португалию, но когда рост остановился, населению была предложена другая картина, - внешнеполитического "вставания с колен" и бросания вызова Америке. В этой картине просто не было места еще недавно так важному улучшению жизни, - этот показатель теперь проваливался сквозь координатную сетку (ну нельзя вес измерить с помощью метра, а тут буквально перестали взвешивать и начали измерять длину и площадь).

Такой трюк повторялся несколько раз, причем внешняя политика оказалась наиболее удобной координатной сеткой для рассказа о том, чем занимается страна. В 2007, ровно за год до истечения конституционно последнего срока на посту президента, ВВП произнес Мюнхенскую речь, которая, очевидно, знаменовала начало поиска такой парадигмы режима, которая бы сохранила за ним полномочия. Протесты 2011-2012 стали причиной усиления антиамериканизма и появления "традиционных ценностей" в системе координат российской власти.

В условиях контроля за ключевыми СМИ и слабости оппозиции народ лишен возможности задавать вопросы в рамках вчерашней парадигмы, и должен искать возможность высказываться, встраивая свои озабоченности в генерируемый пропагандой шум. Именно отсюда изначальный посыл Бессмертного полка - в любой картине мира нынешнего режима память о войне занимает важное место, и значит тут возможно высказывание, которое невозможно обнулить переворачиванием доски.

В остальных случаях остается жест (если мы правильно поняли Агамбена), возможность проскандировать "Партия жуликов и воров", сплясать на Лобном месте или прибить себя на Красной площади, - жест не нуждается в том, чтобы быть встроенным в картину мира, контролируемую властью.

Сегодня мы видим сигналы множественных обрушений картины мира, в рамках которой живут россияне: пенсионная реформа, позор спецслужб, волнения в Ингушетии, проигрыш власти на выборах - все говорит о том, что режим захочет снова перевернуть доску. Но сколько у той доски сторон?"