Протодиакон Андрей Кураев обращает в Facebook внимание на слова главы СВР Сергея Нарышкина об абстрактности идеи личной свободы, якобы навязываемой людям извне. Однако в абстракцию свободу профессионально превращает сам Нарышкин.
"Директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин: "Принадлежность к стране и нации, ценности семьи и веры — сегодня все это отметается во имя абстрактной личной свободы. Для продвижения подобной линии задействуется целая армия СМИ, различных НПО, транснациональных корпораций и отдельных, скажем так, филантропов типа одиозной личности Джорджа Сороса".
Вообще-то всё немножко наоборот. В начале - ergo sum. Мое бытие есть изначальная данность, а не "абстракт". И есть вполне живые и жизненные стремления вот этого конкретного живого существа действовать в соответствии со своими потребностями, инстинктами, желаниями планами.
Они натыкаются на препятствия как объективные, так и интерсубъективные. Поначалу эти ограничители тоже вполне конкретны: родители, братики-сестренки... А потом как раз вступают в дело абстрактные скрепы. Они учат "любить" свой барак и покосившийся забор, надзирателя и охранную вышку, невидимого бога и до назойливости хорошо видимый портрет Вождя.
Личная свобода это вовсе не абстракция. Это то условие, без которого просто не может быть никаких ценностей, в том числе традиционных, семейных, религиозных, скрепных. Потому что ценность это то, что ценят, выбирают. А делать выбор может лишь свободное существо. Там, где свобода отменена, там нет ценностей. Там есть лишь дрессировка. То есть поиск и применение методов, отменяющих чужую свободу и превращающих ее в абстракцию.
То есть то, что и составляет профессию чекиста Нарышкина".