"Настолько не понимаю, что происходит в Беларуси, что полез читать комментарии Кожева к гегелевской "Феноменологии Духа". Напомню, что в декабре прошлого года в Минске были протесты против "глубокой интеграции" с Россией. Лукашенко улетел в Россию, и было много слухов о том, что вот сейчас независимой Беларуси точно конец", - пишет философ и публицист в Facebook.
"В протестах против "интеграции" приняло участие несколько сотен человек.Была попытка выстроить живую цепь - людей хватило метров на семьсот.Лукашенко потом не без удовольствия сказал, что за независимость вышлитолько "сознательные".
Еще раз - есть угроза независимости: угроза поглощения империей иокончательного стирания идентичности, а на площади стоят считанные люди. Страшно представить что было бы на площадях в соседних Латвии и Литве,если бы у них была угроза независимости. А в Беларуси - ничего.
Это были семь месяцев назад. Семь месяцев назад беларусы вели себя так, как будто им безразличен даже их суверенитет. Сегодня в Беларуси за альтернативных кандидатов собрали почти миллион подписей, люди не боятся выходить на улицу, общаться с журналистами.
Считаю, что наука не в силах объяснить этот головокружительный скачок. Нужна философия. И не какая-нибудь, а немецкая.
у Кожева во "Введении в чтение Гегеля" есть пассаж о том, как появляется Гражданин. Если сильно упростить, Кожев пишет о том, что Гражданин появляется Вдруг. Ничто не предвещает его появление. Был человек с сознанием испуганного обывателя, а потом Вдруг, мелькнула молния,и на его месте Гражданин.
И Гражданин сразу забывает о том, что мгновение назад он был испуганным обывателем. Гражданин считает, что он всегда был Гражданином.
Судя по всему, Лукашенко напоролся на какое-то фундаментальное гегелевское явление, на Вдруг. Понятно, что он не знает, что делать: ни один "сильный лидер" не в курсе, как говорить с Гражданином".